Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. урок русского языка, 3 класс, УМК ОС «Школа 2100» (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Автор: учитель начальных классов Митрофанова Марина Владимировна МБОУ «Лицей 1» р.п. Чамзинка Республики Мордовия
Словарная работа. Запишите однокоренные слова к данным так, чтобы они были разными частями речи. Тоска (прил., гл., наречие) Печаль (прил., гл., наречие) Подчеркните орфограммы. Назовите синонимы. Подберите к этим словам антонимы.
Словарная работа. Тоска, тоскливый, тосковать, тоскливо. Печаль, печальный, печалиться, печально. Синонимы: тоска, печаль; тоскливый, печальный; тосковать, печалиться; тоскливо, печально. Антонимы: тоска, печаль – веселье, радость; тоскливый, печальный – веселый, радостный; тосковать, печалиться – веселиться, радоваться; тоскливо, печально – весело, радостно.
Сообщение темы и цели урока
Актуализация изученного материала Определите, каким по цели высказывания будет предложение, если: я хочу о чём-то сообщить; я хочу о чём-то спросить; я хочу призвать кого-то совершить действие. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПОБУДИТЕЛЬНОЕ
Изучение нового материала Упражнение 395. Работа в парах. Прочитайте вопросительное предложение, выделяя голосом по слово, которое написано более тёмным шрифтом. Артемон принёс цветы Мальвине?
Упражнение 396. Работа в парах. Прочитайте предложение несколько раз, выделяя голосом разные слова. Как меняется смысл? Ты завтра поедешь к бабушке. Изучение нового материала Выделение с помощью интонации одного слова в предложении называется логическим ударением. Логическое ударение выделяет то слово, которое более важно по смыслу. 1. Чем отличается логическое ударение от обычного ударения? 2. Как ты думаешь, почему важно уметь правильно ставить логическое ударение в устной речи?
Формулирование темы урока Логическое ударение.
Развитие речевых и учебно-языковых умений Упражнение 397. Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Чёрного «Поезд». Сколько в нём предложений? Какие они по цели высказывания? Подчеркните в каждом предложении то слово, на которое падает логическое ударение. Прочитайте с правильной интонацией. Третий звонок, дон-дон-дон! Пассажиры, кошки и куклы, в вагон! До свиданья, пишите! Машите платками, машите! Машинист, свисти! Паровоз, пыхти!
Упражнение 397. Третий звонок, дон-дон-дон! Пассажиры, кошки и куклы, в вагон! До свиданья, пишите! Машите платками, машите! Машинист, свисти! Паровоз, пыхти!
Итог урока. -Что такое логическое ударение? -Что сближает ударение в слове с логическим ударением?
Список литературы Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник 3-й класс – М.: Баласс, 2012 Методические материалы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева. Уроки русского языка в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012 Дидактический материал Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 3-го класса – М.: Баласс, 2012 Исаева Н.А. «Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 кл. к учебнику «Русский язык» для 3-го класса – М.: Баласс, 2012 Иллюстративный материал Артемон inkakh_pudel_artemon_2/ inkakh_pudel_artemon_2/