Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. урок русского языка, 3 класс, УМК ОС «Школа 2100» (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Автор: учитель начальных классов Митрофанова Марина Владимировна МБОУ «Лицей 1» р.п. Чамзинка Республики Мордовия
Словарная работа. Запишите лишнее слово Прыгать, сорока, стрекотать, летать. Вперёд, назад, затем, галерея. Черёмуха, заяц, пшеница, рябина. Аромат, хозяйственный, волшебный, серебряный. Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор.
Сорока, галерея, заяц, аромат, грамматика. кто?что?кто?что?
Определяем основной вопрос урока. Друг, ветер, снег, слон. кто?что? друг слон ветер снег Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что? Как они называются?
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
Открываем новые знания Упражнение 218.? человек дерево родители трамвай учитель страна приятель стихотворение олень гроза ласточка ненастье Одушевленные существительные Неодушевленные существительные
Упражнение 219. одушевлённые неодушевлённые ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________
Работа с определением. Прочитайте определение на с. 14. Приведите свои примеры. Может ли одушевленное существительное стать неодушевленным или наоборот? Одушевленность или неодушевленность это постоянный признак каждого имени существительного.
Упражнение 220. слон кто? кого? кому? кого? кем? о ком? слон слона слону слона слоном о слоне стол что? чего? чему? что? чем? о чём? стол стола столу стол столом о столе
Применяем новые знания, развиваем умения. Упражнение 221. Развиваем умение определять тематические группы неодушевлённых имён существительных. Названия деревьев: берёза, пальма, ____________________ Названия цветов: колокольчик, гвоздика, ________________ Названия машин: троллейбус, грузовик, _________________ Названия ___________________________________________
Итог урока. Назовите ключевые слова урока. Какие тематические группы слов можно выделить среди неодушевленных имён существительных?
Домашнее задание. Упр. 3. с. 19 Выучить правило на с. 14. Учить словарные слова.
Список литературы Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник 3-й класс – М.: Баласс, 2012 Методические материалы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева. Уроки русского языка в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012 Дидактический материал Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 3-го класса – М.: Баласс, 2012 Исаева Н.А. «Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 кл. к учебнику «Русский язык» для 3-го класса – М.: Баласс, 2012