ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Цель: Составить план мероприятий по сбережению здоровья учителей.
Ответьте на 8 вопросов (варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать»). Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом? Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух, но не более пяти лет? Вы живете одни? У вас нет никакого хобби? Когда вы поступали на эту работу, она вам очень нравилась? Вы никогда не думали о перемене специальности? Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов? В вашем окружении нет людей, являющихся для вас хорошей эмоциональной поддержкой?
Оценить полученный результат можно следующим образом: начислите себе по 2 балла за каждый ответ «да» и по 1 баллу за ответ «трудно сказать». Если в сумме вы набрали более 10 баллов, у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать».
Удельный вес воздействия различных факторов на здоровье человека: 10% - экология; 10% - наследственность; 10% - медицинское обеспечение; 20% - социальные факторы; 50% - ведущая деятельность и образ жизни.
Попытайтесь самостоятельно ответить на вопрос, каковы симптомы эмоционального выгорания? Симптомы эмоционального выгорания. стремление сократить или формализовать взаимодействие с другими людьми (учащимися, коллегами, родственниками, друзьями); постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в недостаточной компетенции; снижение работоспособности, продуктивности, желания работать: обычная работа становится все тяжелее, а возможности выполнять ее все меньше; тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной социальной жизни (трудоголизм); непреходящее чувство усталости, астенизации, истощения; частые головные боли, бессонница и нарушения сна, расстройства желудочно- кишечного тракта, изменение веса (снижение или увеличение); чувство невостребованности, ощущение неспособности изменить свою судьбу, снижение уровня энтузиазма; возрастание числа ролевых и эмоциональных конфликтов; обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины; общая негативная установка на жизненные перспективы, приводящая часто к злоупотреблению алкоголем, употреблению наркотиков; разнообразные поведенческие изменения, в частности появление ригидности, что создает закрытость к изменениям, потому что они требуют энергии и риска, являясь большой угрозой для истощенной личности.
Выделяют 2 стадии развития эмоционального выгорания. ПЕРВАЯ: ухудшается память; снижается интерес к работе; снижается потребность в общении; повышается раздражительность, эмоциональная неустойчивость; нет сил к концу недели, головные боли, «мертвый сон»; увеличение числа простудных заболеваний. ВТОРАЯ: Полная потеря интереса к работе и жизни; Эмоциональное безразличие, отупение; ощущение постоянного отсутствия сил; Стремление к уединению, человеку комфортнее общаться с животными, чем с людьми.
Что вы можете предложить для профилактики этого состояния?
Несколько рекомендаций профилактического характера для снижения риска синдрома выгорания. Оценить ситуацию. Создать себе комфортные условия работы. Уйти в «отключку», т.е. регулярно давать себе возможность расслабиться. Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке. Разговаривать с людьми «по пустякам». Избавиться от боязни ошибаться. Стать заменимыми. Готовить пути отступления.
«Чувство сопричастности помогает сохранить здоровье, а часто и жизнь» А.А. Антоновски. (писал о женщинах, сумевших выжить в концлагере). Чувство сопричастности Чувство управляемости Умение проанализировать, что можно сделать, а что можно отложить в сторону Чувство осмысления Умение осмыслить ту ситуацию, в которую вы попали Чувство Целостности Способ смотреть на мир в целом, а не зацикливаться на отдельной проблеме.
Основные нарушения здоровья педагогов: нервные расстройства, чаще в форме астено-невротических состояний; сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегето- сосудистая дистония, стенокардия и др.); остеохондроз; нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы; заболевания верхних дыхательных путей; патология зрения (миопия и др.); гинекологические нарушения.
Учитель и стрессы. Люди, для которых привычно находиться в состоянии хронического стресса, а к ним относятся и учителя, и руководители, часто отличаются определенными чертами характера. Уже одна особенность этого типа людей погруженность в работу (трудоголики), свидетельствует о том, что их среди педагогов немало. Этот тип людей получил еще название стресс-коронарного, или тип «А». Предлагаем Вам проверить себя на выраженность этих черт личности, чтобы постараться корректировать их, одновременно не забывая о профилактике сердечно-сосудистых нарушений. В предлагаемом вопроснике предусмотрено два варианта ответов: «да» или «нет».
Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте, смотреть телевизор)? Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела еще завершены? Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким-либо еще способом ускорить беседу? Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов вместо того, чтобы проявить желание выслушать других людей? Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить ее как можно скорее, чтобы иметь возможность перейти к следующей работе? Ощущаете ли вы, что постоянно чего-то не успеваете? Предпочитаете ли вы в большей степени иметь, нежели быть (т. е. обладать чем-либо или испытывать себя)? Торопливы ли вы в обычной жизни (в еде, разговоре, ходьбе и т. д.)? Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей? Характерно ли для вас состояние физического напряжения? При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат или удовольствие от процесса? Трудно ли вам посмеяться над собой? Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим? Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на совещании, собрании, не выступить на нем? Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, подчиненных, близких), стремиться к достижению поставленных вами целей, не слишком интересуясь тем, чего хотят они сами?
Подсчет результатов прост. Чем на большее число вопросов вы дали положительный ответ, тем в большей степени у вас присутствуют черты стресс-коронарного типа. Особенно стоит обратить на себя внимание тем, кто ответил утвердительно более чем на 10 вопросов. Рекомендации для людей стресс- коронарного типа.
Отношение к юмору. Стараться больше шутить, смеяться, особенно над собой, например приостановиться, оглянуться и увидеть забавную сторону той или иной ситуации. Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше, и главное лучше! Расширение горизонтов. Люди с подобным типом личности склонны слишком сильно погружаться в работу. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам. Лучшее понимание других людей. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, ценностям, устремлениям и т. д. Научиться признавать право окружающих быть другими (самими собой). Более активная передача полномочий. Невозможно и неправильно пытаться все сделать самостоятельно. Надо передавать полномочия, больше доверять другим людям. Уменьшение нагрузок в течение дня. Стараться все делать немного медленнее, отодвигать подальше окончательные сроки, ходить и говорить с меньшей скоростью, избавляясь от лихорадочного образа жизни. Большая терпимость по отношению к себе и окружающим. Необходимо внимательнее, терпимее относиться к себе, а не только предъявлять все возрастающие требования. Больше прислушиваться к окружающим, позволять им высказаться, не прерывать их. Важно, хотя это и непросто, осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение, вместо того чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ ЦЕЛЬ: создание здоровьесберегающих условий организации труда учителя. ЗАДАЧИ: создание системы мониторинга состояния здоровья учителей; формирование адекватного отношения учителя к своему труду; снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья учителя; повышение заинтересованности педколлектива в укреплении своего здоровья и здоровья учеников; разработка и проведение мероприятий, которые укрепляют здоровьесберегающие условия функционирования ОУ; разработка и внедрение учебной, методической и дидактической литературы по здоровьесбережению.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья учителей и обучающихся; повышение социальной защищенности учителей и обучающихся; стимулирование внимания педагогов к вопросам здорового образа жизни; повышение эффективности работы педагогического коллектива.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ п/п План мероприятий Ответствен ный 1 Систематическое совершенствование условий комфортной работы и охраны труда работников (расписание уроков, отвечающее санитарно- гигиеническим нормам; оформление и озеленение кабинетов). Зам. дир. по УВР, учителя 2 Осуществление диагностики психологического климата коллектива. Зам. дир. по УВР, психолог 3 Проведение семинаров по проблеме «Учитель и здоровье». Зам. дир. по УВР 4 Проведение мероприятий, направленных на повышение личностного и профессионального мастерства, способствующих росту профессиональной успешности (курсы повышения квалификации, участие в школьных и городских предметных МО, участие в методических семинарах). Руководитель ОУ, зам. дир. по УВР 5 Организация работы оздоровительных кружков и секций (хор учителей, секция аэробики, танцы). Ответственный за кружок или секцию 6 Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, дней здоровья, походов, экскурсий, посещение бассейна. Руководитель ОУ, учителя физкультуры 7 Поощрение работников, не болеющих в течение года (предоставление дополнительных баллов при распределении стимулирующего фонда, предоставление дополнительных дней к отпуску). Руководитель ОУ, профсоюз 8 Создание условий для прохождения диспансеризации и вакцинации педагогического коллектива. Руководитель ОУ
9 Систематический флюорографический осмотр членов коллектива.Руководитель ОУ 10 Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально- психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса. Зам. дир. по УВР, психолог 11 Обучение членов трудового коллектива, вновь принимаемых на работу, по разделу охраны труда. Зам. дир. по УВР 12 Проведение регулярных инструктажей персонала школы по вопросам охраны труда с регистрацией в соответствующих журналах. Зам. дир. по УВР 13 Приобретение методической литературы по пропаганде и организации в школе здорового образа жизни. Библиотекарь 14 Создание комнаты релаксации.Руководитель ОУ 15 Создание брошюры «Здоровье учителя».Зам. дир. по УВР