Подготовка и проведение олимпиады Плюс Библио для 4 и 7 классов мастер – класс ПДС для ШБ, Степанова Н.Е., методист ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга
Положение о проведении олимпиады Тема « Летопись мужества» Поклонимся великим тем годам… Цель: повышение уровня информационной культуры и развитие познавательной деятельности учащихся Задачи: система занятий по основам информационной культуры личности - важной составляющей общей современной культуры и воспитанию культуры чтения; интеграция знаний учащихся в разаличних образовательних областях
Условия олимпиады: олимпиада проводится в форме игры по станциям, время работы на станции 15 минут, ответы участников на станциях оцениваются по 10-ти балльной системе; за визитную карточку команды и открытку - по 5 баллов Участники олимпиады: учащиеся 4, 5, 7 и 8 кл. ОУ Центрального р-на в команде 5 человек.
Программа олимпиады: 1. Определение команд-участниц (заявка) 2. Домашнее задание сдается в жюри в день олимпиады: визитная карточка команды (название, девиз, эмблема, ФИО участников, библиотекаря или учителя в печатном виде на 1 стр., формат А4); изображение ОТКРЫТКИ к празднику День Победы (не больше формата А4, техника исполнения любая, но авторская) 3. Регистрация, представление команд, сдача визитних карточек жюри. 4. Получение маршрутного листа.
визитная карточка команды Название команды _______ ГОУ ___ Эмблема ________ Состав команды _____ Руководитель _____ Знания и умения участников Знания русского языка, основ ИК в рамках ОП Литература для детей и о ВОВ Работать со справочникоми и периодикой знать справочный аппарат книги и библиотеки Основы компьютерной грамотности кл чувство команды владение искусством красноречия и умение рекламировать издания Домашнее задание Открытка День ПОБЕДЫ
МАРШРУТ движения команд олимпиады « БИБЛИО ПЛЮС» станц ГОУ ГОУ ГОУ ГОУ ГОУ ГОУ При большом кол-ве участников, на каждой станции играют одновременно две команды
станции Название станции Кол-во баллов Личное первенство Подпись жюри МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ олимпиады « БИБЛИО ПЛЮС» команда ______________________________ ОУ________________________________ ФИО жюри _________________ подписи __________________
ИГРА ПО СТАНЦИЯМ Справочная Орфографическая Литературная Библиографическая Творческая Рекламная
4 КЛАСС 1 Справочная «Раз словечко, два словечко…» (работа со справочными изданиями, объяснить афоризмы, древние пословицы, поговорки и др.,) 2 Орфографическая «Сперва аз да буки, а там и науки» (работа с текстом, вставить пропущенные буквы и знаки в объеме школьной программы) 3 Литературная «Литературные следопыты» (работа с литературным текстом, знание авторов и его произведения, умение соединить имена авторов с названием, героем, репликоми,) 4 Библиографическая «Азбука библиотеки» (выбрать термины, определить их значение и составить азбуку библиотеки из 10 слов ) 5 Искусство красноречия «Книга как птица может весь мир облететь…» составить рассказ на заданную тему, подобрать синонимы и антонимы, выразительно его рассказать с интонацией и настроением) 6 Рекламная «Библиопутешествие» (устно реклама печатного издания).
1 Справочная «Раз словечко, два словечко…» (работа со справочными изданиями, объяснить афоризмы, древние пословицы, поговорки и др., указать источник) «Прочитать от доски до доски» «Школа – в юности, библиотека на всю жизнь» «Слово – не воробей, вылетит не поймаешь» «Прописпать ижицу» «На деревню дедушке»
2 Орфографическая «Сперва аз да буки, а там и науки» (работа с текстом, вставить пропущенные буквы и знаки в объеме школьной программы) Упражнение СПИШИ, ВСТАВЛЯЯ БУКВЫ. На протяжении.. веков ч..л..век к волкам, скажем прямо, относился не лучше..м образ..м. Н..чиная от бас..н Эзопа и к..нчая разным.. детск..ми ска..коми, волки всегда выступали в рол.. зал..деев. Бедная Красная Шапочка, сколько всего ей пришлось н..терпеться от жадн.. зверя, не г..воря уже о не-сейчас..них трёх поросятах.
3 Литературная «Литературные следопыты» (работа с литературным текстом, знание авторов и его произведения, умение соединить имена авторов с названием, героем, репликоми) Задание 1: По отрывку из произведения узнать сюжет, героев, автора и название. (Время 15 минут. Полный ответ - 10 баллов.) 1. Теперь она стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде. Сёстры спрашивали её, что она видела в первый раз на поверхности моря, но она ничего им не рассказала. Часто по утрам и вечерам приплывала она к тому месту, где оставила принца. Она видела, как созревали в саду плоды, как их потом собирали, видела, как стаял снег на высоких горах, но принца так больше и не видала и возвращалась домой каждый раз всё печальнее. Единственной отрадой было для неё сидеть в своём садике, обвив рукоми красивую мраморную статую, похожую на принца, но за своими цветами она больше не ухаживала. ОТВЕТ: Автор: __________________________ Название: ________________________ Задание 2: Автор – название Голявкин В.Н. 900 дней мужества Матвеев Г.И. Сын полка Катаев В. Тарантул Воскобойников В.М. Полосы на окнах
4 Библиографическая «Азбука библиотеки» (выбрать термины, определить их значение и составить азбуку библиотеки из 10 слов ) Библиограф Шмуцтитул Читальный зал Абонемент Каталог Газета Выходные данные Обложка Стеллаж Формуляр колонтитул
5 Искусство красноречия «Книга как птица может весь мир облететь…» составить рассказ на заданную тему, подобрать синонимы и антонимы, выразительно его рассказать с интонацией и настроением) 6 Рекламная «Библиопутешествие» (устно реклама печатного издания).
5 КЛАСС 1 Справочная «Раз словечко, два словечко…» (работа со справочными изданиями, объяснить афоризмы, древние пословицы, поговорки и др.,) 2 Орфографическая «Сперва аз да буки, а там и науки» (работа с текстом, вставить пропущенные буквы и знаки в объеме школьной программы) 3 Литературная «Литературные следопыты» (работа с литературным текстом, знание авторов и его произведения, умение соединить имена авторов с названием, героем, репликоми,) 4 Библиографическая «Азбука библиотеки» (выбрать термины, определить их значение и составить азбуку библиотеки из 10 слов ) 5 Искусство красноречия «Без книги стрела кругозора коротка» составить рассказ на заданную тему, подобрать синонимы и антонимы, выразительно его рассказать с интонацией и настроением) 6 Рекламная «Библиоэстафета» (устно реклама печатного издания).
1 Справочная «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке» (найти и объяснить значение терминов, фразеологизмов древних высказываний) 2 Орфографическая «Сперва аз да буки, а там и науки» (работа с тексом на компьютере в пр.Word) 3 Литературная «Литературная мозаика» (работа с текстом, знание авторов и его произведения, умение соединить имена авторов с названием, героем, репликоми, ответить на вопросы) 4 Библиографическая. «Путешествие в Книгоград» (знание истории книги, библиотек мира, справочного аппарата библиотек, составление рекомендательного списка литературы на заданную тему) 5 Творческая « Редактировать текст, дать ему заглавие. 6 Рекламная «Библиоклуб» Оформление презентации книги или журнала в программе Word (2 стр на компьютере, создать папку для каждой команды) 7 КЛАСС
1 Справочная «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке» (работа со словарями) 2 Орфографическая «Сперва аз да буки, а там и науки» (работа с тексом на компьютере в пр.Word) 3 Литературная «Прочесть хорошую книгу, что встретиться с добрым другом» ( работа с текстом, знание жанров литературы, авторов, героев, ответы на вопросы в рамках программы) 4 Библиографическая «Путешествие в Книгоград»( знание истории книги и библиотек мира, справочного аппарата библиотек, составления рекомендательного списка литературы на заданную тему) 5 Творческая Редактировать текст, дать ему заглавие 6 Рекламная «Бибкоктейль» Оформление презентации книги или журнала на компьютере в программе Word (2 стр на компьютере, создать папку для каждой команды) 8 КЛАСС
1 Справочная «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке» (объяснить значение слов и выражений, указать источник,) Тезаурус Амбразура Траншея Коммюнике Блиндаж «Если хочешь мир, готовься к войне» «Победителя не судят» «Трудно в учении, легко в бою» «Без царя в голове» «Иду на Вы»
Справочная ( для примера) «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке» (составить кроссворд и вопросы к словам, используя справочную литературу, указав источник) Шинель Гимнастерка Гармонь Винтовка Фляга Медаль Бескозырка Пилотка Котелок Блокада Салют Парад
4 Библиографическая «Путешествие в Книгоград» (знание истории книги, библиотек мира, справочного аппарата библиотек, составление рекомендательного списка литературы на заданную тему (10 документов) Тема: «Оборона Москвы», «Крупнейшие библиотеки мира», «Как воспитать читателя?», «История книгопечатания в России» и др. Составление рекомендательного списка литературы: Работа с каталогами Поиск и обработка информации Библиографическая запись документов Расположение в алфавитном порядке
Станция Орфографическая Материалы для выполнения задания на компьютере: Рабочий стол-папка Плюс «Библио»- школа ___ Открыть файл Станция 2- Орфографическая. Прочитать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Установить курсор в определенном месте текста, стереть символы пропуска и ввести пропущенный символ (букву или знак) с клавиатуры. Сохранить файл в папку школы (см. Рабочий стол) под именем школа _____ В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бонре которого выписали из Москвы Мы жили душа в душу Хотя по контракту обязан он был меня учить (по) французски (по) немецки и всем наукам но он предпочел (на) скоро выучит__ся от меня (кое) как б__летать (по) русски. Наконец батюшка об__явил что намерен п__спать вместе со мной и потребовал пера и бумагу. ( А.С. Пушкин)
РЕКЛАМНАЯ Оформление презентации для предложенного издания на компьютере (15 минут) 1. Материалы для выполнения задания на Рабочем столе –папка ПЛЮС «Библио»-школа ______ 2. Создать презентацию предложенного издания, состоящую из 4 слайдов. 3. Цветовое оформление – шаблон. 4. Объект слайда: надпись (текст), графический объект (картинка), надпись Word Art (заголовки). 5. Навигация – по щелчку мыши. 6. В презентации должны быть представлены: выходные данные издания, краткая аннотация, читательский адрес и ваши рекомендации. 7. Сохранить файл презентации под назв. Школа ________ 8. Анимацию к объектам слайда не применять.
-Какова самая большая скорость? -Каковы размеры самой большой галактики? -Где на земле бывают самые сильные ветры? Николаус Ленц. Перевод с немецкого Е.Зись. Художник О.Стрелкова Издательство «Олимп», «Аст». Москва, 2001 год. Вы хотите узнать самые большие достижения в области науки, космоса, нашей Земли, техники, культуре, спорта, мира животних, древности? Тогда эта книга для вас! Оригинальное немецкое издание «Das Buch der 1000 Recorde».
Если у вас в роду были дворяне, и вам интересна история вашей фамилии, то эта книга поможет найти вам информацию о ваших возможних корнях Дворянские роды Российская империя в лицах Федорченко В.И. Дворянские роды, прославившие отечество: Энциклопедия дворянских родов. – Красноярск: Бонус; Москва: ОЛМА- ПРЕСС, с. Эта энциклопедия является уникальным изданием, открывающим перед нами возможности узнать историю известних дворянских родов. Сюда вошли роды самых известних дворян, к которым принадлежали государственные деятели, поэты, философы, выдающиеся полководцы и военачальники, писатели и поэты. Книга содержит в себе алфавитный указатель, портреты и иллюстрации.