«Лик мира сего» или в Петербурге Достоевского
показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; помочь учащимся не только увидеть Петербург Достоевского, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать гнетущую обстановку безысходности жизни человека, которому «пойти некуда»; подвести к осмыслению основного конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. Цели урока :
Образ Петербурга в русской литературе: а) в творчестве А.С.Пушкина б) в творчестве Н.В.Гоголя в) в творчестве Н.А.Некрасова Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского: а) городской пейзаж б) уличные сцены в) интерьеры «Что же, что же делать?» План урока:
Образ Петербурга в творчестве А.С.Пушкина
Екатерининский дворец
Исаакиевский собор
Летний сад
Решетка Летнего сада
Казанский собор
Смольный собор Адмиралтейство
Державинский дворец
Зимний дворец
А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, Летний сад, решетку Летнего сада, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, Летний сад, решетку Летнего сада, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен: Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен: Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит…
Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя
Таврический дворец
Вид на Михайловский замок
Вид на Смольный собор
Иорданская лестница
Невский проспект
Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь
Образ Петербурга в творчестве Н.А.Некрасова
Меньшиковский дворец
Каменноостровский дворец
Поэт подчеркивает трагизм городской повседневности и обыденности. Городские драмы становятся обычным явлением жизни людей. В Петербурге особенно чувствуется контраст между нищим положением народа и паразитической роскошной жизнью богачей и вельмож.
Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Городской пейзаж
Городской пейзаж Достоевского – пейзаж психологический. Это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и рождает чувство безысходности.
Уличные сцены
От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Эти люди бедные, обездоленные, несчастные, серые и унылые, как и улицы, на которых живут.
Интерьеры
Интерьеры петербургских углов не похожи на человеческое жилье. Каморка Раскольникова, угол Мармеладова, «сарай» Сони – это темные, сырые гробы. Страшно за людей, живущих в этих каморках.
«Что же, что же делать?»
В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания. Реальность и бред, явь и кошмар – все сплелось в Петербурге, «городе полусумасшедших». В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя- гуманиста против ненормально устроенного общества.
Фантастические картины столичной жизни заставляли героев Достоевского и его читателей задуматься над важнейшим вопросом эпохи: «Что же, что же делать?» Всю свою жизнь Достоевский посвящает поискам ответа на этот вопрос.