Чувашский национальный костюм. ДЛЯ УКРАШЕНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ МАСТЕРИЦЫ ВЫБИРАЛИ МОНЕТЫ НЕ ТОЛЬКО ПО ИХ РАЗМЕРАМ, НО И ПО ЗВУЧАНИЮ. МОНЕТЫ, ПРИШИВАЕМЫЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли.
Advertisements

Заголовок. Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. В нашей работе мы хотим сравнить национальные костюмы Чуваш и Татар. И Сделать.
Этнографические группы Чувашии, их различия.. Актуальность Изучение формирования и этнокультурных особенностей этнотерриториальных групп представляется.
Чувашская национальная вышивка Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка.
Древние мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом домотканном холсте шерстянными и щёлкывыми нитками создавали.
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Тема четверти: «Древние корни народного искусства» «Народный праздничный костюм чувашей»
Чувашский костюм.. Чувашская народная одежда и украшения - богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях.
Особенности чувашских национальных костюмов Номинация: культура родного края Работу выполнили: ученицы 9 класса Григорьева Анна, Борзаева Татьяна Руководитель:
Украшение как отражение чувашской культуры и истории Надо лбом высоким, чистым Шёлк кудрей, к звену звено, И звенят на ней монисты С лёгким шагом заодно.
Шумбрат Национальный костюм. Вступление Традиционный мордовский костюм, особенно женский, сохранял свои особенности до 20-З0-х годов XX века. А у некоторых.
Воспитатель: Яркова Т.Г.. Национальные одежды народов России делились на несколько категорий. У каждой возрастной категории был свой наряд, начиная с.
Работа выполнена на факультативе «Театр мод». Руководитель :Низамова Е.Г. МОУ СОШ 8 г.Нефтеюганск.
Национальности Курганской области. Чувашский национальный костюм. Презентация подготовлена 6 Б классом.
Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими рукавами. Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных.
Русский народный костюм Руси IX – ХIХ вв. IX – ХIХ вв.
В русском традиционном костюме было и остается многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местности и.
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Чуваши Чуваши появились в нашем крае в конце XVII - начале XVIII вв. Изначально чуваши предпочитали селиться в глухих местах, вдали от дорог, размещая.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин.
Транксрипт:

Чувашский национальный костюм

ДЛЯ УКРАШЕНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ МАСТЕРИЦЫ ВЫБИРАЛИ МОНЕТЫ НЕ ТОЛЬКО ПО ИХ РАЗМЕРАМ, НО И ПО ЗВУЧАНИЮ. МОНЕТЫ, ПРИШИВАЕМЫЕ К ОСТОВУ, ПРИКРЕПЛЯЛИСЬ ПЛОТНО, А СВИСАЮЩИЕ С КРАЕВ - СВОБОДНО, И МЕЖДУ НИМИ ОСТАВАЛИСЬ ПРОМЕЖУТКИ, ЧТОБЫ В О ВРЕМЯ ТАНЦЕВ ИЛИ ХОРОВОДОВ ОНИ ИЗДАВАЛИ МЕЛОДИЧНЫЕ ЗВУКИ. СВОЕОБРАЗНОЙ ФОРМОЙ ОТЛИЧАЛИСЬ ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ХУШПУ. ОНИ БЫВАЮТ ДВУХ ВИДОВ КОНУСООБРАЗНЫЕ И ШЛЕМОВИДНЫЕ, ИМЕЮТ "ХВОСТ"- ДЕТАЛЬ СПУСКАЮЩАЯСЯ НА СПИНУ.ДВУХ ВИДОВ БЫВАЮТ И ДЕВИЧЬИ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ТУХЬЯ - ОСТРОВЕРХИЕ И БЕЗ ОСТРИЯ, НАСПИННОЙ ЧАСТИ У НИХ НЕТ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ШИТЬЕ, БОГАТЫ И РАЗНООБРАЗНЫ. МАСТЕРИЦЫ С БОЛЬШИМ УМЕНИЕМ И ВКУСОМ РАЗМЕЩАЛИ КАЖДУЮ МОНЕТУ И БИСЕРЕНКУ. СРЕДИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СЕРЕБРА И БИСЕРА В ОДНОМ РЯДУ С ТУХЬЯ И ХУШПУ НАХОДЯТСЯ ЖЕНСКИЕ И ДЕВИЧЬИ НАГРУДНЫЕ УКРАШЕНИЯ ШУЛКЕМЕ. В ОТДЕЛЬНЫХ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПОДГРУППАХ ИХ НАЗЫВАЛИ ТАКЖЕ ПОДВЕСКОЙ К СУПРАНУ ИЛИ АМА. ДЕВИЧЬЕ УКРАШЕНИЕ В ОТЛИЧИЕ ОТ ЖЕНСКОГО НЕ ИМЕЛО ТРЕУГОЛЬНОЙ ДЕТАЛИ, СЛУЖАЩЕЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СУРПАНА И БЫЛ ОДНОЯРУСНЫМ. У ВЕРХОВЫХ ЧУВАШ ШУЛКЕМЕ СОСТОЯЛ В ОСНОВНОМ ИЗ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ ЧАСТЕЙ И ИМЕЛ КВАДРАТНУЮ ФОРМУ, А У НИЗОВЫХ И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ - ПОЛУОВАЛЬНУЮ И ПРЯМОУГОЛЬНУЮ. СРЕДИ ШИТЫХ СЕРЕБРОМ И БИСЕРОМ ПРЕДМЕТОВ ОСОБОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ЖЕНСКОЕ И ДЕВИЧЬЕ УКРАШЕНИЕ - ТЕВЕТ. НАДЕВАЛИ ЕГО ЧЕРЕЗ ЛЕВОЕ ПЛЕЧО. ЖЕНЩИНЫ НОСИЛИ ТЕВЕТ В ОСНОВНОМ НА СВАДЬБАХ, А ДЕВУШКИ - ВО ВРЕМЯ ВЕСЕННЕГО ОБРЯДА "ДЕВИЧЬЯ ПАШНЯ", В ХОРОВОДАХ И НА ОСЕННИХ ПРАЗДНИКАХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОВИНУ, ПЕРВОМУ ХЛЕБУ И ЛЬНУ. ОДНИМ ИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ БЫЛ "ДЕВИЧЬЕ ПИВО" - В ЧЕСТЬ ХМЕЛЯ И НОВОГО ПИВА, КОГДА ВСЕ ДЕВУШКИ УЧАСТНИЦЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ НАДЕВАТЬ ТЕВЕТ.

Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток. наплечников. нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора. Женские головные повязки маскам бывают двух видов: у чувашей анатри они широкие, с трапецифидной композицией узора на белом холсте, а у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани.

БОГАТСТВОМ ВЫШИВКИ И РАЗНООБРАЗИЕМ ОРНАМЕНТА ОТЛИЧАЛАСЬ МУЖСКАЯ ОДЕЖДА. ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ ЯВЛЯЛСЯ ШУПАР - ХАЛАТ ИЗ ДОМОТКАНОГО БЕЛОГО ХОЛСТА. В ПРОШЛОМ ВЕКЕ ЕГО НОСИЛИ В ОСНОВНОМ ПОЖИЛЫЕ МУЖЧИНЫ И ПРЕДВОДИТЕЛИ СВАДЬБЫ, А ЕЩЕ РАНЬШЕ В ТАКОЕ ОДЕЯНИЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОБЛАЧАТЬСЯ ЖРЕЦЫ ВО ВРЕМЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ. В УКРАШЕНИИ МУЖСКОГО ХАЛАТА, КРОМЕ ВЫШИВКИ, ОБИЛЬНО ПРИМЕНЯЛИСЬ ШЕЛКОВЫЕ НАШИВКИ. ОСОБО СТАРАТЕЛЬНО МАСТЕРИЦЫ ИСПОЛНЯЛИ НАСПИННЫЕ УЗОРЫ - ОНИ БЫЛИ КРУПНЫМИ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ, ВСЕГДА С ЧЕРТАМИ МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ. УЗОРЫ СТАРИННОГО МУЖСКОГО ХАЛАТА, РАЗМЕЩАЕМЫЕ ВОКРУГ ГРУДНОГО РАЗРЕЗА, НА ПЛЕЧАХ, НА ГРУДИ, НА СПИНЕ, НА РУКАВАХ, НА ПОДОЛШЕ, ПОДЧИНЯЛИСЬ, КАК И НА ЖЕНСКОЙ РУБАШКЕ, ЕДИНОМУ КОМПОЗИЦИОННОМУ СТРОЮ. НО ИХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ПОЧТИ НЕ ПОВТОРЯЛИ УЗОРОВ ЖЕНСКИХ ОДЕЯНИЙ. ХАЛАТ ВЫШИВАЛСЯ ОДНОСТОРОННИМ ШВОМ ПО СЧЕТУ НИТОК. ФИГУРЫ ОРНАМЕНТА НАПОМИНАЮТ ИЗОБРАЖЕНИЯ КОНЕЙ, РАСТЕНИЙ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РУК, КОТОРЫЕ ЧАСТО СОПРОВОЖДАЮТСЯ СИМВОЛАМИ "ПАХОТНОЙ ЗЕМЛИ". ОДНОЙ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УКРАШЕНИЯ ХАЛАТОВ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ ОБИЛИЕ В НИХ ЗНАКОВ "ОГНЯ", ВЫПОЛНЕННЫХ ШЕЛКОВЫМИ НАШИВКАМИ.