Чувашский национальный костюм
ДЛЯ УКРАШЕНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ МАСТЕРИЦЫ ВЫБИРАЛИ МОНЕТЫ НЕ ТОЛЬКО ПО ИХ РАЗМЕРАМ, НО И ПО ЗВУЧАНИЮ. МОНЕТЫ, ПРИШИВАЕМЫЕ К ОСТОВУ, ПРИКРЕПЛЯЛИСЬ ПЛОТНО, А СВИСАЮЩИЕ С КРАЕВ - СВОБОДНО, И МЕЖДУ НИМИ ОСТАВАЛИСЬ ПРОМЕЖУТКИ, ЧТОБЫ В О ВРЕМЯ ТАНЦЕВ ИЛИ ХОРОВОДОВ ОНИ ИЗДАВАЛИ МЕЛОДИЧНЫЕ ЗВУКИ. СВОЕОБРАЗНОЙ ФОРМОЙ ОТЛИЧАЛИСЬ ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ХУШПУ. ОНИ БЫВАЮТ ДВУХ ВИДОВ КОНУСООБРАЗНЫЕ И ШЛЕМОВИДНЫЕ, ИМЕЮТ "ХВОСТ"- ДЕТАЛЬ СПУСКАЮЩАЯСЯ НА СПИНУ.ДВУХ ВИДОВ БЫВАЮТ И ДЕВИЧЬИ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ТУХЬЯ - ОСТРОВЕРХИЕ И БЕЗ ОСТРИЯ, НАСПИННОЙ ЧАСТИ У НИХ НЕТ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ШИТЬЕ, БОГАТЫ И РАЗНООБРАЗНЫ. МАСТЕРИЦЫ С БОЛЬШИМ УМЕНИЕМ И ВКУСОМ РАЗМЕЩАЛИ КАЖДУЮ МОНЕТУ И БИСЕРЕНКУ. СРЕДИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СЕРЕБРА И БИСЕРА В ОДНОМ РЯДУ С ТУХЬЯ И ХУШПУ НАХОДЯТСЯ ЖЕНСКИЕ И ДЕВИЧЬИ НАГРУДНЫЕ УКРАШЕНИЯ ШУЛКЕМЕ. В ОТДЕЛЬНЫХ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПОДГРУППАХ ИХ НАЗЫВАЛИ ТАКЖЕ ПОДВЕСКОЙ К СУПРАНУ ИЛИ АМА. ДЕВИЧЬЕ УКРАШЕНИЕ В ОТЛИЧИЕ ОТ ЖЕНСКОГО НЕ ИМЕЛО ТРЕУГОЛЬНОЙ ДЕТАЛИ, СЛУЖАЩЕЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СУРПАНА И БЫЛ ОДНОЯРУСНЫМ. У ВЕРХОВЫХ ЧУВАШ ШУЛКЕМЕ СОСТОЯЛ В ОСНОВНОМ ИЗ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ ЧАСТЕЙ И ИМЕЛ КВАДРАТНУЮ ФОРМУ, А У НИЗОВЫХ И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ - ПОЛУОВАЛЬНУЮ И ПРЯМОУГОЛЬНУЮ. СРЕДИ ШИТЫХ СЕРЕБРОМ И БИСЕРОМ ПРЕДМЕТОВ ОСОБОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ЖЕНСКОЕ И ДЕВИЧЬЕ УКРАШЕНИЕ - ТЕВЕТ. НАДЕВАЛИ ЕГО ЧЕРЕЗ ЛЕВОЕ ПЛЕЧО. ЖЕНЩИНЫ НОСИЛИ ТЕВЕТ В ОСНОВНОМ НА СВАДЬБАХ, А ДЕВУШКИ - ВО ВРЕМЯ ВЕСЕННЕГО ОБРЯДА "ДЕВИЧЬЯ ПАШНЯ", В ХОРОВОДАХ И НА ОСЕННИХ ПРАЗДНИКАХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОВИНУ, ПЕРВОМУ ХЛЕБУ И ЛЬНУ. ОДНИМ ИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ БЫЛ "ДЕВИЧЬЕ ПИВО" - В ЧЕСТЬ ХМЕЛЯ И НОВОГО ПИВА, КОГДА ВСЕ ДЕВУШКИ УЧАСТНИЦЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ НАДЕВАТЬ ТЕВЕТ.
Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток. наплечников. нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора. Женские головные повязки маскам бывают двух видов: у чувашей анатри они широкие, с трапецифидной композицией узора на белом холсте, а у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани.
БОГАТСТВОМ ВЫШИВКИ И РАЗНООБРАЗИЕМ ОРНАМЕНТА ОТЛИЧАЛАСЬ МУЖСКАЯ ОДЕЖДА. ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ ЯВЛЯЛСЯ ШУПАР - ХАЛАТ ИЗ ДОМОТКАНОГО БЕЛОГО ХОЛСТА. В ПРОШЛОМ ВЕКЕ ЕГО НОСИЛИ В ОСНОВНОМ ПОЖИЛЫЕ МУЖЧИНЫ И ПРЕДВОДИТЕЛИ СВАДЬБЫ, А ЕЩЕ РАНЬШЕ В ТАКОЕ ОДЕЯНИЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОБЛАЧАТЬСЯ ЖРЕЦЫ ВО ВРЕМЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ. В УКРАШЕНИИ МУЖСКОГО ХАЛАТА, КРОМЕ ВЫШИВКИ, ОБИЛЬНО ПРИМЕНЯЛИСЬ ШЕЛКОВЫЕ НАШИВКИ. ОСОБО СТАРАТЕЛЬНО МАСТЕРИЦЫ ИСПОЛНЯЛИ НАСПИННЫЕ УЗОРЫ - ОНИ БЫЛИ КРУПНЫМИ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ, ВСЕГДА С ЧЕРТАМИ МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ. УЗОРЫ СТАРИННОГО МУЖСКОГО ХАЛАТА, РАЗМЕЩАЕМЫЕ ВОКРУГ ГРУДНОГО РАЗРЕЗА, НА ПЛЕЧАХ, НА ГРУДИ, НА СПИНЕ, НА РУКАВАХ, НА ПОДОЛШЕ, ПОДЧИНЯЛИСЬ, КАК И НА ЖЕНСКОЙ РУБАШКЕ, ЕДИНОМУ КОМПОЗИЦИОННОМУ СТРОЮ. НО ИХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ПОЧТИ НЕ ПОВТОРЯЛИ УЗОРОВ ЖЕНСКИХ ОДЕЯНИЙ. ХАЛАТ ВЫШИВАЛСЯ ОДНОСТОРОННИМ ШВОМ ПО СЧЕТУ НИТОК. ФИГУРЫ ОРНАМЕНТА НАПОМИНАЮТ ИЗОБРАЖЕНИЯ КОНЕЙ, РАСТЕНИЙ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РУК, КОТОРЫЕ ЧАСТО СОПРОВОЖДАЮТСЯ СИМВОЛАМИ "ПАХОТНОЙ ЗЕМЛИ". ОДНОЙ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УКРАШЕНИЯ ХАЛАТОВ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ ОБИЛИЕ В НИХ ЗНАКОВ "ОГНЯ", ВЫПОЛНЕННЫХ ШЕЛКОВЫМИ НАШИВКАМИ.