Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС. Диагностика УУД.
Асмолов А Г.
Самоопределение «Учусь успеху» Смыслообразование «Хочу учиться» Нравственно – этическая ориентация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Диагностика личностных УУД 1.«Беседа о школе» (Т.А. Нежновой) УУД: мотивация, внутренняя позиция школьника, мотивация учения. 2. Методика «Определение уровня школьной мотивации (по Лускановой)» УУД: действия, направленные на определение своего отношения к обучению, школьной действительности; действия, устанавливающие характер мотивации учения. 3. Методика «Моральные дилеммы», «Оцени поступок» УУД: действия нравственно-этического оценивания, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами. 4. Методика «Опросник учебной мотивации» УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Общеучебные УУД «Ищу и нахожу» Знаково – символические действия «Изображаю и фиксирую» Логичекие действия «Логически мыслю» Постановка и решение проблемы «Решаю проблему»
Диагностика познавательных УУД 1. Методика «Словесно-логическое мышление» УУД: логические действия, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез – как составление целого из частей. 2. Корректурная проба. УУД: объём и концентрация внимания. 3. Проба на определение количества слов в предложении. УУД: знаково-символические познавательные действия. 4. Методика «Нахождение схем к задачам. УУД: моделирование, познавательно- логические, знаково- символические. 5. Методика «Найди несколько различий» УУД: логические универсальные учебные действия.
Целеполагание «Для чего я это делаю» Планирование «Намечаю пути работы» Прогнозирование «Учусь предвидеть результат» Контроль «Контролирую ситуацию» Коррекция «Нет предмета совершенству» Саморегуляция «Понимаю и действую» Оценка «Учусь оценивать»
Диагностика регулятивных УУД 1. Методика «Числовые таблицы» УУД: действие, направленное на запоминание и удержание инструкции во времени, умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый момент, выявление степени утомляемости, устойчивости внимания, работоспособности. 2. Методика «Кодирование» УУД: знаково–символические действия – кодирование (замещение); регулятивные действия контроля. 3. «Методика на внимание» (П. Гальперин) УУД: регулятивные действия контроля. 4. Проба на внимание (поиск различий в изображениях, Корректурная проба - определение объёма внимания)
Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Умение выражать свои мысли Управление поведением партнера
Диагностика коммуникативных УУД 1. Методика «Рукавички» УУД: коммуникативно-речевые действия, действия, направленные на умение работать по словесной инструкции партнера, действие, направленное на формирование произвольной регуляции поведения. 2. Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман) УУД: действия нравственно-этического оценивания, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами.
Учитель знает: O Важность формирования УУД O Сущность и виды УУД O Педагогические приёмы и способы их формирования Учитель умеет: O Отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учётом формирования УУД O Использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД O Привлекать родителей к совместному решению проблем формирования УУД
O Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию O Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов O Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты
Вывод Все УУД являются компонентами учебно- познавательной деятельности учащихся, реализуемой ими на уроке под руководством учителя. Дидактически правильно построенный урок является главным инструментом педагога в реализации требований (целей) нового ФГОС.