Родительское собрание « П роблемы психологического здоровья школьников» здоровья школьников»
Почему сегодня очень часто обсуждаются эти вопросы? В последнее время наблюдается снижение уровня здоровья детей Вследствие этого возникает проблема дезадаптации детей, что влечет за собой снижение качества образования
Почему мы сегодня обращаемся к Вам с этим вопросом? Потому что не только школа участвует в укреплении и сохранении здоровья детей, но и семья, и именно семья обеспечивает потребность в защите, обеспечивает психологическую, социальную и физическую безопасность ребенка
Здоровье – это комплексная категория, в контексте которой можно выделить: Физическое здоровье Социальное здоровье Психическое Психологическое
Мы с Вами более подробно остановимся на психическом и психологическом здоровье. Говоря о психическом здоровье, мы имеем ввиду здоровую психику
Здоровая психика – это: Сформированная воля Определенный уровень развития психических процессов на каждом возрастном этапе Адекватность поведения и умение им управлять Наличие положительных эмоций Устойчивость к стрессам
Первая проблема – тревожность и агрессивность Вследствие чего она возникает? Нехватка ласки со стороны родителей Дети ощущают на себе неприятие со стороны родителей Родители предъявляют много требований
Тревожные и агрессивные дети вследствие этого испытывают: Эмоциональное напряжение Волнение Они зажаты Беспокойны
В результате этого: Дети испытывают трудности в обучении (боятся сделать что- то не так, боятся отвечать у доски) Не умеют выстраивать взаимоотношения с учителями и сверстниками ( два пути: либо замыкаются в себе либо проявляют демонстративность )
Тревожные и агрессивные дети – это дети с заниженной самооценкой. Низкий уровень самооценки создает проблемы в освоении учебного материала: «Мне это не запомнить», «Я с этим не справлюсь».
Искажение поведения Постоянная готовность переживать ситуацию «неуспеха». Отказ от деятельности (боязнь показаться несостоятельным) Демонстративное поведение (по сценарию «на зло»)
Здоровье – следствие полной удовлетворенности основных потребностей человека эстетические Потребности в знаниях самоактуализация потребность в уважении потребности в привязанности и любви потребности в безопасности и защите физиологические потребности
Что делать? Не подавлять, не критиковать, не сравнивать!!! Растущую личность надо научить справляться с жизненными трудностями; цели, которые она себе ставит, не появляются беспричинно, они обусловлены как личностными (внутренними), так и социальными (внешними) обстоятельствами; нормальные психофизиологические предпосылки и такие психологические условия, которые были бы адекватны сенситивным периодам; в общении с ребенком, для которого характерна повышенная эмоциональная чувствительность, родителям и педагогам следует быть особо внимательными, избегать резких приемов педагогического воздействия; воспитание эмоций и воли должно быть направлено, прежде всего, на формирование способности конструктивно регулировать собственные переживания.
Основные правила активного слушания: 1. Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне. 2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний. 3. Держать паузу, давая подростку время на обдумывание. 4. Обозначать чувства, испытываемые подростком
Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях. Научиться избегать конфликтных ситуаций. В конфликтах никто никому ничего не может доказать. Главное – вспомнить: нужно замолчать самому! Молчание помогает выйти из конфликтной ситуации и убрать то, что её подкрепляет. Избегать словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера («Ты никогда меня не можешь понять!). Конфликт можно прекратить, спокойно выйдя из комнаты. Учить подростков отказываться от конфликтов на собственном примере.
«Мне необходима поддержка старшего друга, но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины» В.А.Сухомлинск ий