Дискомфортные состояния учащихся «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» Сократ. Работу выполнил учитель математики и информатики Степаненко Дмитрий Юрьевич
часто отвечает не по существу, не может выделять главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя часто теряется; долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя; по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания;
заметно не любит урок, томится, оживает только на переменах; не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие- то оправдания; почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность; после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.
нарушение температурного режима в помещении (слишком жарко или слишком прохладно); повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях парового отопления или электрических обогревателях; нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильной организации вентиляции (школы, класса) в классные помещения затягивается воздух из туалетов, возникают сквозняки, в токе которых длительное время могут находиться некоторые учащиеся (особенно отвечающие у доски) и учитель;
воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся, вызывающих, при длительном воздействии, снижение порога наступления состояния утомления (например, жужжание ламп дневного света); - недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное); физический дискомфорт от неудобного положения тела, длительно фиксируемой позы, что обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной педагогической тактике учителя и дисциплинарных требованиях, когда дети «боятся пошевелиться» (обычно в начальной школе и детских садах); длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы
Активно обсуждаемые и изучаемые: перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса ; несовершенство учебных программ и технологий ; авторитарный стиль преподавания ; отсутствие индивидуального подхода к учащимся ; недостаток двигательной активности учащихся ; неправильное питание учащихся ; несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса ; недостаточное финансирование школы.
Недостаточно обсуждаемые и изучаемые: недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий ; низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья ; слабое использование технологий, дающих учащимся опыт « успеха » и « радости », необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально - психологической адаптации в самостоятельной жизни ; недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий ( толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
стрессовая тактика авторитарной педагогики ; увеличение темпа и объема учебной нагрузки ; несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся ; несоблюдение элементарных физико - гигиенических требований к организации учебного процесса ; отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей ; перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса ; несоблюдение гигиенических условий в школе и классах ; нарушения организационно - педагогических требований к проведению образовательного процесса и т. п.
Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания ; Расстройства невротического характера ( нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т. п.); Снижение иммунитета.