Сказки как вид народной прозы. Виды сказок, сказители. Копейкина Анна Геннадьевна, 5 РУСА-ОД Методическая разработка по сказкам 5 класс.
Учебник: Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, урок. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок, сказители. 2 урок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. 3 урок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Герои. Народные идеалы в сказке. 4 урок. Сказка « Иван- крестьянский сын и чудо – юдо». Жанр сказки. 5 урок. Сказка « Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Пересказ сказки. 6-7 урок. Р./р. Сочини сказку. Календарно-тематическое планирование
Цели урока: 1) Обучающая: познакомить учащихся со сказкой, являющейся видом народной прозы; составить представление о видах сказок; познакомиться учащихся с понятием «сказитель». 2) Развивающая: развить интерес и любовь к сказкам; 3) Воспитательная: воспитывать любовь к литературе. 1 урок - Сказки как вид народной прозы. Виды сказок, сказители.
Тип урока: урок-изучение нового материала. Оборудование: учебник, рабочие тетради, компьютерное оборудование.
Объяснительно- иллюстративный Эвристический Методы Слово учителя Беседа Приёмы
1 этап: Организационный момент (2 минуты). *Нет проверки д.з т.к. это первая тема в данном блоке. До этого изучались мифы. 2 этап: Беседа (10 минут). Урок начинается с небольшой беседы на тему: Что такое сказка? Учитель задает следующие вопросы : что такое сказка, какие сказки вы знаете, любите ли вы сказки, какая ваша любимая сказка, почему сказка столь популярна? Ученики отвечают. Таким образом ученики подходят к выводу о важности сказки, о её распространённости и популярности. 3 этап: Слово учителя (10 минут). Далее берёт слово учитель и рассказывает о том, что такое сказка, рассказывает о сказке как о виде народной прозы. Вводит понятие: сказка литературная, сказка фольклорная. Ученики записывают под диктовку учителя определение понятие «литературная сказка», «фольклорная сказка». Долго не останавливаются на литературной сказки. Также учитель вводит понятие «сказитель». 4 этап: Игра (10 минут). Учитель предлагает ученикам вспомнить все известные им сказки (фольклорные сказки) и записать их в столбик. Перед этим учитель делит класс на несколько команд и даёт им 4 минуты на размышление. Победителем является та команда, которая смогла вспомнить больше всего сказок. 5 этап: Беседа (10 минут). Далее учитель рассказывает ученикам о разных видах сказок. Классификацию сказок ученики записывают в тетради (классификация на следующем слайде). А ученики в это время, после каждого записанного пункта называют сказки из своего списка, которые подходят к данному виду. 6 этап: Завершающий (3 минуты). Подведение итогов, выставление оценок за активную работу на уроке, запись и объяснение домашнего задания. Ход урока:
Прочитать в учебнике сказку «Царевна- лягушка». Домашнее задание
Элементы презентации, используемой на уроке: Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах Волшебные сказки Бытовые сказки Классификация сказок