ХУХЛИНА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА, К.С.Н., ДОЦЕНТ КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ Изучение и обобщение передового профессионального опыта 2012
Структура изучения и обобщения опыта Информационное обеспечение Анализ планирования Организация Регулирование Контроль Стимулирование Корректирование
Процесс Прогнозируемый Планируемый Управляемый
Этапы в организации работы Диагностика и самодиагностика Посещение и анализ мероприятий/ занятий Самоанализ и обобщение Учет принципа приобщения специалиста к обобщению Обучение всех процессу анализа и обобщения Создание благоприятного творческого климата в учреждении Положительная мотивация специалиста Творческие искания специалиста Анализ целостной системы деятельности специалиста Характерные особенности конкретного профессионального опыта
Диагностика и самодиагностика Систематичность плановость График изучения опыта Определение специалистов на обобщение в течение года
Посещение и анализ мероприятий Помочь специалисту понять причинно – следственные связи, приведшие к высоким результатам деятельности
Самоанализ и обобщение Анализ и обобщение опыта – это исследовательская деятельность и далеко не каждый к ней готов
Учет принципа приобщения учителя к обобщению Сначала учитель рассказывает на МО о своих находках. Далее рассказать о системе своей работы на НМС, конференции. Учитель уже анализирует методы и формы своей работы. Анализирует, за счет чего получается высокий результат.
Алгоритм обобщения собственного опыта Специалист рассказывает о своих находках на МО в учреждении Затем делится опытом работы на окружном уровне, на конференции, ШПО ИПК ДСЗН, на МО в городе анализирует методы и формы своей работы, способы достижения эффективности, результативности и качества
Обучение специалистов процессу анализа и обобщения в рамках семинаров Методики анализа своей деятельности методика обобщения опыта Методика проведения психолого – педагогического исследования методика прогнозирования методика проектирования методика планирования деятельности специалиста
Содержание и методы работы творческой группы (ВТК) по обобщению Составление плана изучения опыта Распределение обязанностей между членами группы, изучающей опыт Изучение результативности опыта, за счет чего получены высокие результаты: вследствие применения эффективной системы методов и средств или за счет перегрузки специалистов и воспитанников.
Содержание и методы работы творческой группы по обобщению опыта Сбор, фиксация и систематизация материала с последующей обработкой и анализом. Накопление достаточного по количеству и качеству фактов – основа для описания опыта работы. Обработка фактического материала. Выявление системы, позволяющей видеть типичное, тенденции устойчивую связь между профессиональными действиями специалиста и результатами его деятельности.
Содержание и методы работы творческой группы по обобщению опыта Рекомендуется соблюдать логику: описание явлений классификация установление связей между задачей, деятельностью специалиста и клиента (воспитанника) выявление причин высокой результативности Алгоритм оценка опыта Формулирование основной идеи опыта Определение психолого – педагогических концепций на которых базируется ваш опыт Что дает данный опыт развитию личности клиента (воспитанника) Поиск форм обобщения опыта (мастер –класс, тренинг, деловая игра, семинар, статья, методическое пособие и др.)
Определение уровня новизны опыта - новизна на уровне открытий - эффективное применение известных научных положений и совершенствование на этой основе новизны - рационализация отдельных сторон деятельности - творческий подход к применению устоявшихся методик
методическое сопровождение работы с молодыми специалистами методическое сопровождение работы с молодыми специалистами Диагностика и развитие личностных качеств специалистов социальных служб Методики анализа деятельности специалиста тренинг коммуникативной компетентности специалиста
Темы заседаний МО в апреле Диагностика и развитие личностных качеств специалистов социальных служб Методики анализа деятельности специалиста тренинг коммуникативной компетентности специалиста