Cоциальная реабилитация детей, подвергшихся насилию. Хухлина Валентина Владимировна, к.с.н. Москва 2009 г.
насилие над детьми в России сегодня - распространенное социальное явление, требующее незамедлительного устранения; насилию в различных его формах подвергается ежегодно до 2 млн. детей и подростков; Президент России Дмитрий Медведев привел ужасающуюся статистику пострадавших в результате насилия детей. Так от насилия в России пострадали 126 тысяч несовершеннолетних, 2 тысячи погибли. Кроме того, количество таких преступлений только растет.
Насилие над детьми - активные действия угрожающего характера в отношении ребенка (например, физическая и сексуальная агрессия) действия игнорирования и отказа ребенку в удовлетворении его ведущих жизненных потребностей (например, пренебрежение ребенком, отказ предоставлять ему пищу и т. д.). ВОЗ 1999 г. все, что мешает ребенку полностью реализовать свой жизненный и личностный потенциал.
Основные виды насилия физическое психоэмоциональное (психологическое) сексуальное пренебрежение основными нуждами ребенка. Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых и/или других детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.
«Социальная реабилитация» в широком понимании – это комбинированное и координированное применение медицинских, социальных, педагогических, профессиональных мероприятий, направленных на компенсацию дефекта, социального отклонения
Информация Национального Центра по проблеме жестокого обращения с ребенком и отсутствия заботы о ребенке, США. Дети из семей, в которых практикуется насилие: (ряд общих признаков) -Страхи -Внешние проявления поведения -Неспособность выразить чувства вербально -Вовлечение в борьбу родителей -Защитник матери -Разочарования -Отсутствие информации -Чувство «заслуженности» жестокого обращения -Чувство ненужности -Изоляция -Разноречивые чувства по отношению к отцу
Характеристики детей, являющихся свидетелями насилия в семье ЧУВСТВА никчемность/бессилие чувство вины и ответственности за насилие, страх за себя, братьев и сестер и мать гнев/ смущение/ унижение принятие насилия ПОВЕДЕНИЕ проигрывание ситуации / уединение/стремление угодить беспокойство/ неспособность сконцентрироваться проявление насилия для самовыражения плохая успеваемость/ слабая школьная посещаемость ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ испытали физическое или сексуальное насилие/детьми пренебрегают получение повреждений при вмешательстве в конфликт энурез / нарушение сна головные боли / боли в животе отставание в развитии
Показатели отсутствия заботы о ребенке -Отказ от ребенка -Недостаток заботы -Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены. -Нехватка медицинской помощи или услуг дантиста. -Недостаток соответствующего образования -Недостаток необходимого питания. -Нехватка необходимого крова.
Рис. 2. Генетическая связь основных форм проявления социальной реабилитации Социальная реабилитация как процесс Социально- реабилитационная технология Социально- реабилитационная деятельность Социальная реабилитация как результат
Рис.3. Соотношение основных элементов (форм проявления) социальной реабилитации Реабилитационная (социальная) технология Реабилитационная деятельность Реабилитационный процесс Реабилитация как результат
Педагогическая Социально-бытовая Социально-трудовая Статусно-ролевая Социальная реабилитация несовершеннолетних Медико-социальная Психологическая Рис.4. Содержательные элементы социальной реабилитации
Виды реабилитации Социально-медицинская Социально-средовая Социально-педагогическая Социально-психологическая реабилитация и реадаптация Образовательная реабилитация Социокультурная реабилитация и реадаптация
Мобилизация психологических ресурсов жертвы на самостоятельное решение возникших проблем. Коррекция личностных дисгармоний и социальной дезадаптации. Выявление и мобилизация основных направлений развития личности жертвы. Привлечение родных и близких, референтных лиц к оказанию психологической поддержки. В процессе социальной реабилитации необходимо:
Основные методы и средства в целом можно подразделить на две главные группы, различающиеся по характеру психотерапевтического воздействия: методы, использующие преимущественно манипулятивные стратегии; методы, использующие развивающие личность стратегии.
методы, использующие преимущественно манипулятивные стратегии; Суггестивные Гипнотерапия Психодрама Игровые методы Групповые дискуссионные
методы, использующие развивающие личность стратегии. гештальт-терапия экзистенциальная терапия «терапия решения проблем» методика системной интервенции
социальная реклама кампании Instituto de Apoio a Crianca против насилия над детьми.
Личностный эффект социальной реабилитации детей –возвращение их к нормальному процессу социализации Социальный эффект – сокращение численности детей «группы риска»
"Жестокое обращение с детьми: не позвольте этому коснуться мира детей.»