Алгоритм разработки электронного учебно- методического комплекса Методическая неделя, сентябрь 2010
Классификация по форме обучения Формы обучения Урочные Внеурочные Традиционные Инновационные
Инновационные формы обучения Урок-лекция Проблемный урок Урок-конференция Урок-диспут Урок-презентация Урок-защита проектов Урок-исследование Коллекции, интерактивные модели, картографические материалы, динамические таблицы, символьные объекты и деловая графика, звукоряд Задачники, тесты, интерактивные модели, картографические материалы, символьные объекты и деловая графика, звукоряд Учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, словари и справочники, символьные объекты и деловая графика, картографические материалы, тренажеры
Разработка электронного учебно- методического комплекса Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это программный продукт, обеспечивающий возможность учащемуся самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел, и соединяющий в себе свойства учебника, справочника, задачника, хрестоматии. Комплект электронных учебных документов (выписка из ГОС ВПО о содержании дисциплины и рабочая программа дисциплины, график изучения дисциплины, методические рекомендации для обучающегося по изучению дисциплины, организации самоконтроля, текущего контроля), ЭУИ (учебник, пособия, виртуальная лаборатория, компьютерная тестирующая система), учебно-справочные и учебно- библиографические пособия.
Авторский электронный учебно- методический комплекс должен: Соответствовать обязательному минимуму содержания образования. Подходить в качестве компьютерного дополнения к школьному учебнику. Соблюдать строгую последовательность в изложении материала в соответствии с учебным планом. Представлять правильное (в методическом отношении) изложение нового материала. Быть максимально разнообразным и обновляемым по мере необходимости
Авторский электронный учебно- методический комплекс не должен: представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК, которые не соответствовуют обязательному минимуму содержания образования; дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию; основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).
Алгоритм разработки ЭУМК: Подберите нужный материал для урока (текстовый, звуковой, графический, видео). Подберите сочетание текстовой информации и графических изображений. Умеренно используйте компьютерные эффекты. Используйте принцип интерактивности – представление информации в форме, располагающей к диалогу пользователя с компьютером. Применяйте принцип мультимедийности – использование одновременно нескольких каналов информации (звука, изображения, цвета, движения). Не забывайте про специфические дидактические средства выделения информации (подчеркивание, мерцание, звуковые эффекты, изменение цвета, использование курсива). Желателен гипертекстовый подход – множественные разветвления текста с помощью ссылок (гипертекста). Производите монтаж этого материала в определенной последовательности с помощью программы MS PowerPoint.
Модель фрагмента урока с ЭУМК «Физика в школе» Тема урока: Давление в газах. Оснащение кабинета: рабочее место учителя. Форма обучения на этапе урока: закрепление. Форма работы на этапе урока: фронтальная. Предварительная работа: записать копию диска, разработать структуру опорного сигнала. Первичное введение материала: Есть ли давление в газах? Если есть, то как оно возникает? –Вставить диск «Физика. Молекулярная структура материи.» –Пуск – Программы – Новый диск – Электронные уроки и тесты. –Из списка уроков выбрать «Давление в газах» урок 5. –Выбрать пункт «Давление внутри газа» –Управление фрагментами урока проводится стрелками «вперёд»- «назад».
Модель фрагмента урока с ЭУМК «Физика в школе» Актуализация запоминания: работа с опорными конспектами Фронтальная работа: интерактивные задания на с. 8-9 Проверка результатов: взаимопроверка Дифференцированное задание: с. 2 ( для слабоуспевающих), с. 7 (для успевающих ). В тетради описать процессы, рассмотренные при демонстрации ролика. Сделать вывод об увиденном, проведя доказательство с позиции изучаемой темы. Связать с примером, приведенным на момент мотивации запоминания. Включение опорного материала для запоминания и применения.
Информационные источники 1. Матросова С.Н., Классификация цифровых образовательных ресурсов. 2. Погодин В. Н., Построение мультимедийного урока. 3. Мечева О.П., Использование ЦОР на уроке физики (CD-, DVD- диски учебного назначения). МБУ ЦРО, Нижневартовск. – 2009 г. 4. Семке А.И., Информационный ресурс как фактор интеграции моделей и методик. 5. Дендерина В.И., Рыбалкина И.В., Алгоритм разработки Электронно-вычислительного комплекса – Юнита в режиме проектно-модульной технологии. СтГУ, Ставрополь «Физика в школе». YDP MultiMedia