Что такое мастер-класс?
Какова идея, принцип мастер-класса? Я знаю как, я вас научу!
Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, при активной роли всех участников занятия. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Мастер–класс – обладает следующими характеристиками: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Особенности мастер-класса: 1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; 2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; 3. Создание условий для включения всех в активную деятельность; 4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; 5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса; 6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; 7. Представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; 8. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; 9. Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Алгоритм проведения мастер-класса 1-й шаг. Выделение проблемы 2-й шаг. Актуализация знаний 3-й шаг. Объединение в группы 4-й шаг. Работа с материалом 5-й шаг. Представление результатов работы. 3-6 шаг. Обсуждение и корректировка результатов работы. Рефлексия.
Алгоритм проведения мастер-класса 1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера. 2-й шаг. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям. 3-й шаг. Имитационная игра: занятие со слушателями, на котором учитель демонстрирует приемы эффективной работы с учащимися с использованием конкретного содержания предмета. 4-й шаг. Моделирование. 4.1 Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера и управляет ею Обсуждение авторских моделей урока. 5-й шаг. Рефлексия.
Элементы технологии мастер-класса 1. Индукция – проблемная ситуация мотивирующая творческую деятельность участников. 2. Самоконструкция –индивидуальное создание нового 3. Социоконструкция – создание результата группой 4. Социализация - Социализация [от лат. socialis общественный] а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением;. 5. Афиширование 6. Инсайт – понимание; озарение. 7. Рефлексия
Позиция мастера Речь и голос Мимика, жест, эмоции. Пантомимика Умение сосредоточиться, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой. Искусство общения Педагогическая импровизация Психологическая зоркость. Коммуникативная культура Чувство времени.
Мнемотехника (от греч. mnēmē память и téchnē искусство, мастерство), в цирке и на эстраде номера, построенные на искусстве запоминания; специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание… Пантомимика - выразительные движения человеческого тела. Наряду с мимикой, жестом, интонацией речи П. является средством выражения психических состояний человека, его чувств. Аутогенная тренировка (от греч. autos сам и англ. training тренировка, специальный тренировочный режим) метод самовнушения добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату, все это включает в себя коммуникативная культура Отдел экспериментальной работы и инновационной деятельности
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса Презентативность Эксклюзивность Прогрессивность Мотивированность Оптимальность Эффективность Технологичность Артистичность Общая культура