Устав и локальные акты образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Устав – основной организационно- правовой и единственный учредительный документ для бюджетных и казенных образовательных организаций (Федеральный закон «О некоммерческих организаций»)
Образовательная организация действует на основании устава (часть 1 статьи 25 Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), утвержденного учредителем (часть 1 статьи 52 Гражданского кодекса РФ)
Статьей 25 Федерального закона от ФЗ предусмотрено 4 обязательных пункта для включения в устав: - тип образовательной организации (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, организация дополнительного образования, образовательная организация высшего образования, организация дополнительного профессионального образования, для автономных - указание «автономное»)
- учредитель или учредители образовательной организации (учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение);
- виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности (уровни общего образования – дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; уровни профессионального образования – среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет, магистратура, высшее образование – подготовка кадров высшей школы; дополнительное образование);
- структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий ( в том числе пункт 17 части 1 статьи 34, пункт 7 части 3 статьи 44, пункт 9 части 3 статьи 47: требуют указать порядок и формы участия обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность)
Кроме того, статьей 33 Федерального закона от ФЗ предусмотрено указывать в уставе специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные образовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе.
Часть 1 статьи 30: порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующих образовательные отношения
Часть 1 статьи 51 – порядок занятия должности руководителя образовательной организации
Часть 6 статьи 51 – права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления
Требования Федерального закона от ФЗ «О некоммерческих организациях»
Пункт 3 статьи 14 - наименование организации (юридического лица), содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму (учреждение)
Пункт 3 статьи 14 - место нахождения некоммерческой организации
Пункт 3 статьи 14 - сведения о филиалах и представительствах
Пункт 3 статьи 14 - предмет и цели деятельности юридического лица
Пункт 3 статьи 14 - исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано
Пункт 3 статьи 14 - сведения о собственнике имущества организации, источники формирования имущества
Пункт 3 статьи 14 - порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации
Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.