Учреждение социального обслуживания Ханты - Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония» «Учимся, играя» Автор: Ужегова Ирина Юрьевна, воспитатель стационарного отделения г.Нягань 2011 г.
Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития. По словам Д.Б.Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг мира взрослых людей, их общественных функций и жизненных задач. Указанное противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования. Наблюдая за игрой детей своей группы я пришла к выводу, что у них небольшой социальный опыт, что может негативно сказаться на их дальнейшей жизни. В сюжетно- ролевой игре ребенок растет, развивается. Учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними. В игре дети приобретают знания и навыки общения друг с другом, развивается речь. Все это способствует дальнейшей интеграции детей в общество. Актуальность проекта:
Целевая группа Дети с ограниченными возможностями развития, посещающие группу «Семицветик».
Расширение социального опыта детей с ограниченными возможностями развития для дальнейшей их интеграции в социум посредством сюжетно-ролевой игры. Цель проекта:
1. Изучать социальный опыт детей с ограниченными возможностями развития. 2. Расширять у детей с ограниченными возможностями развития представлений о социальном мире посредством проведения экскурсий знакомства с профессиями. 3. Закреплять у детей с ограниченными возможностями развития социальные навыки, используя сюжетно-ролевые игры. 4. Систематизировать методический и дидактический материал по теме проекта. 5. Привлекать родителей в реализацию мероприятий проекта. Задачи:
Формы работы: 1. Анкетирование родителей. 2. Проведение презентации проекта для родителей. 3. Проведение экскурсий. 4. Разучивание сюжетно-ролевых игр. 5. Заучивание стихотворений. 6. Рассматривание иллюстраций. 7. Консультирование родителей. 8. Опубликование статьи в СМИ. 9. Изготовление буклета для родителей. Методы работы: 1. Проведение наблюдений. 2. Проведение бесед.
Этапы реализации 1 этап: организационный (подготовительный) 1. Проведение обследования детей с ограниченными возможностями развития. 2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома. 3. Организация творческой гостиной для родителей «Учимся, играя».
2 этап: практический 1. Проведение экскурсий с детьми с ограниченными возможностями развития (знакомство с профессией парикмахера, продавца, почтальона). 2. Приобретение и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Парикмахерская», «Магазин», «Почта». 3. Разучивание с детьми с ограниченными возможностями развития сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Магазин», «Почта». 4. Консультирование родителей «Игра детей в условиях семейного воспитания». 5. Подготовка статьи «Сюжетно-ролевая игра, как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями развития » для опубликования в СМИ г.Нягани и Октябрьского района.
2 этап: практический 6. Изготовление буклета для родителей «Мы любим играть». 7. Консультирование родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка с ограниченными возможностями развития». 8. Оформление альбома «На экскурсию идем – много разного узнаем».
Учимся, играя
3 этап: итоговый (аналитический) 1. Проведение мероприятия с родителями и детьми с ограниченными возможностями развития «Мы играем и познаем мир». 2. Обследование детей с ограниченными возможностями развития с целью определения уровня их социального опыта. 3. Презентация проекта для родителей детей с ограниченными возможностями развития и педагогов «Учимся, играя».
Н АПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Педагогическое направление: организационные мероприятия, направленные на расширение социального опыта детей с ограниченными возможностями развития.
КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ: в реализации основных мероприятий проекта будет задействован автор проекта.
Учимся, играя
КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ Автор проекта Воспитатели группы «Семицветик» Дети с ограниченными возможностями развития группы «Семицветик» Родители детей с ограниченными возможностями развития Заведующий стационарным отделением
Ожидаемые результаты 1. Расширение социального контакта детей с ограниченными возможностями развития. 2. Приобретение жизненного опыта детей с ограниченными возможностями развития, который в дальнейшем воплотят в свою жизнь. 3. Пополнение и обновление методического и дидактического материала по данной теме. 4. Установление тесного сотрудничества и взаимосвязи с родителями детей с ограниченными возможностями развития.
Критерии оценки эффективности 1.Коммуникативность: - интерес к игровому контакту со взрослыми и потребность в нем; - потребность в игровом контакте со сверстниками; - умение соотносить свои действия с действиями товарищей. 2. Аффектный компонент продуктивности: - умение ребенком с ограниченными возможностями развития пользоваться предметами-заместителями по назначению; - наличие интереса к предлагаемой игре; - умение организовать свой досуг.
Спасибо за внимание!