ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
РАБОТА С КЛАССОМРАБОТА В ГРУППАХ организационные Чёткость, упорядоченность Отсутствует Говорит один Говорят все Общение учащихся отсутствует Все общаются Молчание Рабочий шум Постоянное рабочее место Смена дидактические Обучает педагог Обучают ученики Весь материал сразу и для всех Разные темпы и материалы Мало самостоятельности Полная самостоятельность Сотрудничество отсутствует Сотрудничество - основа обучения Усвоение и применение разнесены Максимально приближены
развивающие Ученик – объект Ученик – субъект + объект Уравниловка, усреднение способностей детей В соответствии с индивидуальными особенностями Систематический характер обучения Спонтанный характер Не учатся выступать Учатся выступать, рассуждают, доказывают Не умеют объяснять Развитие педагогических способностей воспитательные Каждый работает на себя На себя и на других Отношения неколлективистские Отношения ответственной зависимости: коллективистские
Привычная функция учителя- рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной и организационной функцией Высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и увеличение времени на индивидуальную помощь
Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ 6
Чему учит групповая работа? Сотрудничать Ставить вопросы Решать проблемы Договариваться Распределять роли и ответственность Слушать других Убеждать других Отвечать за себя
8 Место и задачи групповой работы на уроке задача не может быть решена индивидуально; совместное обсуждение значительно ускоряет процесс поиска решения; специфика задания требует распределения операций; задание должно провоцировать интеллектуальный конфликт; задание должно иметь высокую степень сложности
Принципы групповой работы Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся Учитывать особенности состава группы Составлять задания исключительно для совместного поиска решения Распределять роли между участниками группы Организовывать коммуникацию в группе и между группами Анализировать способ деятельности
Принципы выбора заданий для групповой работы
Задачи групповой работы 1. Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе
12 Группы могут различаться : 1. по типу работы: проектная; исследовательская, решение проблемы 2. по теме работы; 3. по уровню сложности задания (самоопределение ученика)
Поведение учителя во время групповой работы Учитель может: Контролировать Организовывать Оценивать работу Участвовать в работе группы Предлагать участникам разные варианты решений Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации
14 Основные ошибки Формальность групповой работы; Не выясняется, понятно ли задание; Нет четкости в формулировках вопросов; Не оговорено время работы; Учитель сам дополняет модели и делает выводы; Учитель выступает в роли оппонента, не давая развернуться межгрупповому обсуждению; Обсуждаются все варианты решения, даже если они однотипные.
Учителю на заметку нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один групповая работа должна занимать не более минут в I – II классах, не более минут – в III – IV классах нельзя требовать в классе абсолютной тишины нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
Критерии эффективности групповой работы 1. Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока 2. Целеполагание (цель групповой работы): 3. Содержание групповой работы 4. Организация рефлексии групповой работы
17 Лист самооценки Я слушал / слушала, когда другие говорили. Я предлагал / предлагала свои идеи. Я спрашивал / спрашивала других об их идеях. Я делился / делилась материалами и инструментами. Я обращался /обращалась к моим партнерам за помощью, когда она мне была нужна. Я помог/помогла кому-то в моей группе. Я сказал/сказала другим, что мне нравятся их идеи. Я соблюдал/соблюдала очередность и старался/старалась, чтобы другие тоже следили за этим. Оценка работы в группе В Ч Н Мы всегда убеждаемся в том, что все понимают задание. В Ч Н Мы выслушали идеи и мысли других. В Ч Н Мы были очень терпеливыми, когда объясняли самые сложные части задания друг другу. В Ч Н Мы делились всеми материалами друг с другом. Нашим самым большим успехом был___________________________________ В следующий раз мы _______________________________________________________
I. Деление на группы 18
Оптимальное время Младшие классы 5-7 мин. Средние классы мин. Старшие классы мин.
I. Деление на группы 1) ПО ЖЕЛАНИЮ: разные мотивы для объединения; не всегда создаются условия для продуктивной работы и развития всех; трудно прогнозировать результат. АКТУАЛЬНО ПРИ ПРОЕКТНОЙ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 20
I. Деление на группы 2) ПО ВЫБОРУ «ЛИДЕРА»: более «однородные» группы, чем группы по желанию; лучше не применять этот способ, если есть аутсайдеры. 21
I. Деление на группы 3) СЛУЧАЙНЫМ ОБРАЗОМ: могут объединяться не взаимодействующие между собой ученики; развивается способность приспосабливаться к различным условиям деятельности, к различным партнерам; цель – научить сотрудничеству; 22
Способы формирования «случайной группы» 1)Игровые жеребьевки (по алфавиту имён, фамилий; номеров домов, квартир, телефонов, в обратном алфавитном порядке и т.п.); по считалочке; разрезанная открытка; колечки; «разведчики» (связаться глазами с партнером). 2) Объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса). 3) С помощью «фантов». 23
I. Деление на группы 4) ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ: по решенному заданию 24
I. Деление на группы 5) ПО ВЫБОРУ ПЕДАГОГА: по интеллектуальным возможностям; со схожим темпом работы; равные по силе группы; 25
I. Деление на группы Оптимальное количество человек в группе - от 3 до 6 человек. 26
II. Предъявление заданий. одному посыльному от группы (устно или письменно); всем группам коллективно; каждой группе индивидуально. ТИПЫ ЗАДАНИЙ одинаковые для всех групп; для каждой группы своё. 27
III. Работа в группе (технологии групповой работы): социо-игровая; ТРКМ («зигзаг»); «хождение в гости»; гипертекст; «принятие решения». 28
IV. Проверка готовности задания. самопроверка; взаимопроверка; проверка и добавление своего содержания в общее. 29
V. Предъявление результата. Продукт групповой работы – обязательный этап групповой технологии! презентация; плакат, опорный конспект, кластер; выступление (театрализация); созданный текст; подтвержденная практикой гипотеза. 30
VI. Рефлексия - обязательный этап групповой технологии! 1) Организационная : что делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата); что узнали про себя и своих товарищей по игре (появился новый способ работы, зафиксировали свое незнание, чувства и отношения). Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия. 2) Знаниевая (тест на усвоение ЗУН). 31
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Как будут формироваться группы? Будет ли в группе лидер (назначается учителем или выбирается группой)? Будут ли введены правила групповой работы? Как будет контролироваться соблюдение этих правил и какие действия будут предприниматься в случае их нарушения? Будет ли оказываться помощь участникам групп (организационная или содержательная)? Какое время будет отводиться на каждый этап групповой работы и на всю работу? 32
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Будет ли фиксироваться работа группы? Какими способами? Допустимо ли вмешательство учителя-организатора в работу группы? Как пространственно будут располагаться группы в помещении? Какую технологию групповой работы вы выбираете? Почему она наиболее эффективна для реализации цели? Какие приемы активизации внимания можно выбрать? Какой способ проверки готовности наиболее эффективен на этом уроке? 33
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Какой результат (продукт) групповой работы ожидается? Каков способ предъявления результата? Позаботиться о психологическом комфорте. 34
Памятка- алгоритм для организатора 1. Проверить понимание задания («Прочитайте задание. Всем ли понятно? Кому не понятно? Кто попробует объяснить?»); 2. Уяснить цель задания («Как вы поняли, что нужно сделать? Что мы получим в результате?»); 3. Составить план работы («По какому плану будем работать? Как будем работать: все вместе или индивидуально, или по подгруппам? Все согласны?») 4. При индивидуальном поиске решения дать время подумать(«Сколько времени понадобится на обдумывание?); 5. Обсуждение решения («Пора высказываться! Всем ли понятна мысль? Давайте её запишем! Кто согласен?») 6. Оформление 7. Проверка очиё раз задание. Что мы хотели получить? Наш результат соответствует нашему проекту?»)
Результат: Если цели групповой работы достигнуты, то можем рассчитывать на получение качественно нового результата, где каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»; каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе; полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам
Анализ групповой работы Произошло ли принятие задачи каждым ребенком? Целесообразным ли было проведение групповой работы с целью решения поставленной задачи? Удалось ли детям быстро собраться в группы и распределить обязанности? Следили ли организаторы групп за тем, чтобы были представлены все точки зрения, а не только мнения «сильных» учащихся? Возникали ли у учащихся проблемы с организацией работы группы? Заботилась ли группа о том, чтобы каждый ее участник мог озвучить результат совместной работы? На чем делали акцент дети при обсуждении результатов групповой работы? Чем она была для них полезна?
Технологическая схема КСО учитель- ученик - Работа в динамических парах Определение целей деятельности Инструктаж (установление правил деятельности) Распределение функций, формирование групп, пар текущий контроль индивидуальная помощь Подведение итогов (тематические зачёты)
Используется для генерации идей Соблюдается жесткий регламент Распределяются роли внутри группы Делаются сообщения от каждой группы Мозговой штурм Виды групповой работы
Мозговой штурм Используется для генерации идей Соблюдается жесткий регламент Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста) После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп
Игра «Продолжи» Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Mожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения на родном или иностранном языке, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий
Пример использования игры Рассказ на одну букву Посвящение, Пушкин, Петербург. Поездка в Петербург популярна. На переменах планировали поездку. Приготовили паспорта и пищу. Пришлось поехать в пятницу пораньше. Произошло первое происшествие – попутчица проспала. Подождали. В пути парни с подругами пели песни. Поездка проходила по плану. Пограничные препятствия преодолели превосходно. Получили печать в паспорт. Почти потеряли поклажу, но приостановились, проверили и поправили. Пошутили, посмеялись. Получили предложение поучаствовать в проекте. Перед площадью подзаправились. На подзаправку приехали последними. Поглазели на прохожих и присоединились к первым попутчикам. Поступило предложение посетить пункт продажи и покупки. Попутно полюбовались прекрасной природой, пожелтевшим перелеском, позолотившимися полями.
Охота за сокровищами Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета и/или учебник.
Виды групповой работы Снежный ком
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Метод пилы Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Виды групповой работы Пазлы
Прием «Зигзаг» Пример использования описан в статье: Что такое технологичность на уроке литературы?
«Зигзаг» 1 этап - учащиеся делятся на группы (постоянный состав), в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
«Зигзаг» 2 этап – рассаживаются в группы экспертов (сменный состав по номерам), каждая группа получает определенное задание, в группе изучают
«Зигзаг» 3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение
III. «Хождение в гости». 1 этап - учащиеся делятся на группы, каждая группа получает свое задание (информацию для освоения, задачу для решения, правило). Изучает материал. Каждый член группы делает записи!
III. «Хождение в гости». 2 этап - учащиеся 1 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
III. «Хождение в гости». 3 этап - учащиеся 2 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
III. «Хождение в гости». 4 этап - учащиеся 3 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
III. «Хождение в гости». 5 этап - учащиеся 4 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
III. «Хождение в гости». 6 этап – знаниевая рефлексия (тест, вопросы для контроля на все 4 части материала)
IV. Гипертекст Каждая группа готовит свою часть общего продукта групповой работы (презентация, проект)
На этапе предъявления материала составляется гипертекст, защита происходит коллективно.
60 V. Принятие решения 1 этап - выдвижение каждым участником своих гипотез. Отсутствие критики. 2 этап - обсуждение выдвинутых гипотез. 3 этап - критическая оценка гипотез, выработка группового решения. 4 этап - предъявление результатов. Мнение групп фиксируются на доске и потом обсуждаются. 5 этап - обсуждение процесса работы (организационная рефлексия)