Тульский самовар
Император белых чашек, Чайников архимандрит, Твой глубокий ропот тяжек Тем, кто миру зло дарит. Н. Заболоцкий В Словаре русского языка говорится: "Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями". В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, медный с трубою и жаровнею внутри ". Что такое самовар?
Устройство самовара Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково. Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зелёная (латунь), красная (сплав меди – 50-63% и цинка %), томпак (сплав меди % и цинка %). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди %, цинка % и никеля %). Самовары в старину делали разные по форме: круглые (шары), восьмигранные, дули (груши), рюмки (зауженные к низу цилиндры), яйца, вазы (фасонные самовары), банки (цилиндры)…
Безгранична была фантазия мастеров. Известны и такие шедевры, как, например, «самовар-петух», созданный в память Всемирной Венской выставки 1873 года. На нем была выбита надпись: «Где есть чай, там и под елью рай». Каждый водогрей мог многое рассказать о своём владельце: о его финансовом и семейном положении, религиозном представлении, возрасте. Специально для малышей изготовлялись пол-литровые и литровые «детские» самоварчики. Для холостяков – «холостяцкие», чуть побольше.
Назначение у самоваров тоже было самое разное. Например, плоские самовары-фляги солдаты привязывали к животам и так согревались в морозы. Были «базарные» самовары. С ними ходили по базару и предлагали торговцам и покупателям взбодриться горяченьким чайком. Были и самовары-кухни. Можно было в них и суп сварить, и воду вскипятить. А походный самовар разобрать легко на части и сложить в чемодан. В зависимости от моды менялся внешний вид дорогого самовара. Сначала он носил отпечаток стиля рококо, потом стал тяготеть к ампиру. И в конце концов не избежал влияния модерна. Но при этом «внутреннее содержание» оставалось традиционным.
Самовар прост по конструкции, но сложен и многообразен процесс его изготовления, состоящий из 12 приёмов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей: наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму; лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом; токарь - точил на станке и полировал самовар; слесарь - делал ручки, краны и тому подобное; сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и так далее; чистильщик - очищал самовар; токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки.
История самовара Появился самовар не сразу. Его прадедушкой был сбитенник. До нашего времени сохранились сбитенники XVIII века, а вот когда родился первый из них, неизвестно. Чайник-самовар (сбитенник). Медь красная. Конец XVIII в. Внешне сбитенник напоминает чайник с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли (позднее такое устройство кувшина мы увидели в самоваре), а внизу сбитенника - поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для приготовления горячего ароматного народного напитка (сбитня) из воды, меда, пряностей и трав.
Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. О появлении первых, документально зафиксированных самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Фёдор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Сколько радости доставили они людям! Самовар Ивана Лисицына, 1810 г. Самовар Назара Лисицына
Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики. В 1826 году в Туле было 8 самоварных фабрик, в 1850 – 25 (они выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий). К началу 19 века известны тульские самоварные купцы-фабриканты: Лисицыны, Ломовы, Киселевы, Медведевы, Сомовы, Черниковы, Маликовы, Карашевы, Балашевы. В дальнейшем у них появились конкуренты: Воронцовы, Ваныкины, Капырзины, Иван Баташев, Василий Лялин, Гольтяковы, позднее братья Баташевы, братья Шемарины, Тейле. Самовар фабрики А. Баташева
Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей. Чем тяжелее самовар, тем дороже.
Выставки были разные: ярмарочные, которые устраивались ежегодно с 15 июля по 25 августа, губернские, уездные, частные и отраслевые: художественные, промышленные, художественно- промышленные, сельскохозяйственные и специализированные, которые, как правило, устраивались в разных городах ежегодно. Были выставки всероссийские (они проходили приблизительно через 10 лет в больших городах, таких, как Москва, Петербург, Новгород) и всемирные. За лучшую представленную продукцию на выставках фабриканты получали награды. Желающие участвовать в выставках должны были представить несколькими образцами все разновидности своих изделий. Фабриканты, которые принимали участие в выставках, должны были на случай получения наград снабдить свои самовары фабричными клеймами.
Награды удовлетворяли самолюбие и тщеславие фабриканта, а образцы медалей клеймили на самовары для популяризации продукции. Самые распространённые награды были с сельскохозяйственных выставок, так как здесь почти все изделия, представленные на обозрение, получали награды, а вот награды на всероссийских и всемирных выставках выдавались реже. Для участия в этих выставках требовалось очень много условий и прежде всего, самое высокое качество предметов и степень художественного выполнения. На всероссийских выставках предусматривалось и то, чтобы материал, из которого изготавливался предмет, был русским и рабочие тоже были русского происхождения, учитывалось техническое устройство фабрики и красота здания. Высшей наградой на всероссийских выставках считался государственный герб, утвержденный министерством финансов за лучшие фабричные изделия.
Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах. В 1829 году на первой публичной выставке российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге самовары мастера Маликова завоевали малую серебряную медаль. В 1840 году за высокое качество самовары Ломовых, одними из первых, имели право носить государственный российский герб как высшую награду. Братья Шемарины были участниками Всемирной выставки в Париже в 1889 году, за самовары удостоены Большой серебряной медали, в 1901 году в Глазго награждены почетным дипломом. Самовар фабрики Николая Маликова Самовар фабрики Ломовых
Памятные медали, полученные Н.Баташевым за участие в различных выставках в Париже 1889 г. в Чикаго 1893 г. в Лондоне 1909 г. в Нижнем Новгороде 1896 г. Фрагмент: оттиски медалей на стенке корпуса Самовар фабрики Шемариных
Что за причина столь быстрого развития самоварного промысла в Туле? Месторождения железных руд, выгодное географическое местоположение и близость к Москве. И еще одно очень важное обстоятельство. Ни один район не имел стольких мастеров по металлу, как Тула. Пополнялись ряды рабочих в самоварном производстве и за счет отходничества, которым промышляла значительная часть крестьянского населения губернии. Во второй половине XIX века по производству самоваров Тула занимала одно из первых мест в России. В 1890 году в Туле и губернии действовало 77 фабрик. Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик с центром производства на бывшей фабрике Баташевых.
Одним из крупных предприятий, основанных на базе самоварной фабрики Шемариных, стала фабрика им. В. И. Ленина, самовары которой считались лучшими в Туле. Она выпускала самовары с 1922 по 1931 год. Расцвет производства самоваров в Туле после революции приходится на период НЭПа. Самовар вазой с виноградными лозами г. Самовар грушевидный е годы.
В годы Великой Отечественной войны все фабрики города были перепрофилированы на выпуск военной продукции и почти все были разрушены при защите города от наступавших немецко-фашистских войск под командованием Гудериана, которые так и не захватили Тулу. После Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии тульского самоварного производства. В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод "Штамп" единственный в городе стал выпускать самовары. Самовар "Тула - Город-Герой". Латунь никелированная г. Самовар вазой "Русское поле". Латунь никелированная, сталь г.
Чай пить – не дрова рубить! Смеркалось. На столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая, Под ним клубился легкий пар… А. Пушкин Исследователи быта утверждают, что самовар мог появиться только в России, и явление это – чисто русское. Чай в России начали пить со времён царя Михаил Фёдоровича, получившего этот волшебный напиток в дар от «монгольского государя». Самовар быстро занял почётное место за обеденным столом, объединял всех членов семьи и сопровождал человека всю жизнь. «При самоваре мы родимся, при самоваре и умрём», - говорили в народе. Недаром вторым по важности предметом в приданом невесты после иконы был самовар. Борис Кустодиев. Купчиха за чаем
Самовар можно считать самым популярным символом России, по крайней мере, по отображению его в живописи. Константин Коровин. За чаем (1888 г.) Николай Богданов-Бельский. Новые хозяева (1913 г.)
Иван Кириллов. Чаепитие Борис Кустодиев. В старом Суздале
Наталья Григорьева. Сирень (2009 г.) С. Нестерчук. Натюрморт с самоваром
Самовар кипит - уходить не велит. Разошёлся, как холодный самовар. Нашему самовару двоюродный подсвечник. Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте чайку попьём. С самоваром - буяном чай важнее и беседа веселее. У самовара я и моя Маша. А сколько пословиц и поговорок связано с самоваром! Самовар "Флорентийская ваза". Медь. Чеканка г.
Двадцатый век стал закатом жизни самовара. Стремительный темп жизни, электричество укоротили ему существование, и, как остроумно заметил один из журналистов, «самовары погибли в застенках Вторцветмета». Выжили только те, что успели переключиться на электрическую тягу. Но традиция чаепития продолжает жить! И сегодня, когда люди всё больше и больше стремятся вернуться к истокам, мы вспомним нашего старого друга и пригласим его вновь за обеденный стол, накрытый, как и прежде, цветной скатертью. Благо, самовары ещё не перевелись!
Автором презентации является методист по информационным технологиям Крецу Анастасия С большим чувством от автора презентации! А