Общие закономерности развития. Биогенетический закон урок биологии в 9-ом классе
Цели урока: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; способствовать развитию умения сопоставлять факты; создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу; формировать способность к самоанализу, рефлексии.
Так ли это на самом деле? Давайте вспомним, с чего начинается развитие любого многоклеточного организма? Какие стадии развития они претерпевают? «Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа». (К. Бэр)
В тетради нарисуйте таблицу с тремя одинаковыми колонками: Знаю Хочу узнать Узнал В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о закономерностях онтогенеза
1. С чего начинается развитие многоклеточного организма? 2. Приведите примеры доказательств сходства процессов развития у зародышей животных, относящихся к одному типу? 3. Кем впервые была выявлена данная закономерность и какое название она получила? 4. Почему большое сходство зародышей наблюдается именно на ранних стадиях развития? 5. Каковы причины возникновения различий в строении зародышей животных, относящихся к разным классам? 6. Что доказывает закон зародышевого сходства? Приведите примеры подтверждающие это предположение. 7. Сделайте вывод о взаимосвязи между индивидуальным развитием организма и их историческим развитием. 8. Как выразили эту взаимосвязь Ф. Мюллер и Э. Геккель? 9. Объясните возникновение у эмбрионов современных животных черт строения, свойственных далеким предкам?
Задания на выбор: 1. Используя таблицу «Сходство зародышей», сравните стадии эмбрионального развития у рыб, пресмыкающихся и человека
Задания на выбор: 2. Установите соответствие между видом животного и особенностью его постэмбрионального развития: Вид животного Постэмбрионально е развитие 1. Обыкновенная кукушка 2. Прудовая лягушка 3. Азиатская саранча 4. Домашняя собака 5. Рыжий таракан 6. Прыткая ящерица А. Прямое Б. Непрямое
Задания на выбор: 3. На рисунке схематически изображено индивидуальное развитие лягушки. Определите, что обозначено цифрами 1-18:
Общиезакономерностионтогенеза Законзародышевогосходства К. Бэр Эмбриональная дивергенция Появление новых признаков у представителей разных классов Биогенетический закон закон Ф. Мюллер и Э. Геккель
Цифровой диктант: 1. У всех хордовых животных в эмбриональном периоде закладывается осевой скелет хорда 2. Сходство зародышей разных систематических групп называется эмбриональной дивергенцией 3. Факт закладки частей жаберного аппарата у зародышей наземных позвоночных объясняется их происхождением от рыбообразных предков 4. Закон зародышевого сходства был сформулирован Ф.Мюллером и Э.Геккелем 5. Биогенетический закон гласит: онтогенез каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза вида, к которому эта особь относится Ответы: 1-да 0-нет
Домашнее задание (на выбор:) 1. Подготовить сообщения об общих закономерностях развития организмов. 2. Творческое задание – нарисуйте комикс (серию рисунков с пояснениями) на тему «Развитие эмбриона морского ежа» или «Развитие эмбриона лягушки» или «Развитие таракана». 3. Составьте связный рассказ, в который входили бы следующие понятия: эмбриональный период, зародышевое сходство, признаки, хорда, жаберные щели, онтогенез, филогенез. Запишите его в тетрадь. Приготовьтесь рассказать его на уроке.
Спасибо!