Исследовательская деятельность педагога Шаповалова Л.Т., доцент кафедры профессионального образования БелРИПКППС, к.п.н.
Цель исследовательской деятельности педагога состоит в создании условий для развития его способностей и индивидуально-личностных качеств в процессе реализации образования. 2
Условия организации исследовательской деятельности педагога Во-первых, это мотивация на выполнение научно-исследовательской деятельности через различные формы-семинары, практикумы и др. Во-вторых, создание и работа педагога по взаимодействию с коллегами и научными обществами учащихся. 3
Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. 4
Исследовательская деятельность позволяет педагогу актуализировать самореализацию и творческое развитие личности; повысить статус учебного заведения; увеличить профессионально- квалификационный рост учителя- исследователя; получить качественно новое знание (инновацию). 5
Трудности, с которыми сталкивается учитель при организации исследовательской деятельности слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы; большая загруженность учащихся, отсутствие времени; преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, вступающих в противоречие с исследовательскими методами. 6
Причины, препятствующие научному творчеству боязнь вовлечь детей в «несвойственную им научную деятельность»; наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни, схоластическое знание. 7
Уровни прохождения через исследовательскую деятельность 1. Репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему конкурсов, смотров и пр. 2. Эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения через систему коллекционирования изучения опыта других педагогов и пр. 3. Исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения через систему спецкурсов, спецсеминаров. 4. Творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов. 8
Блоки умений, необходимые педагогу исследователю ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ организация рабочего места; планирование работы. 9
Блоки умений, необходимые педагогу исследователю УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА - выбор темы исследования; - целеполагание; - умение выстроить структуру исследования; - методы исследования; - общелогические методы; - поиск информации. 10
Блоки умений, необходимые педагогу исследователю УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ - структурирование информации; - выделение главного; - упорядоченное хранение информации. 11
Блоки умений, необходимые педагогу исследователю УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ - формы представления результатов; - требования к докладу; - требования к речи докладчика. 12
Классификация исследований (применительно к исследовательской деятельности учителя) - прогностические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений; - эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов; - теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках. 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 14