Модель урока литературы, основанного на использовании концертного метода для 10 класса (по программе под ред. Т.Ф.Курдюмовой)
Концепты «ПРЕСТУПЛЕНИЕ» и «НАКАЗАНИЕ» в романе Ф.М.Достоевского и в понимании современного человека
Цели урока: обучающие – создание целостного представления о понятиях «преступление» и «наказание»; умение анализировать произведение. развивающие – развитие речи; умения характеризовать особенности произведения; проявлять творческие и исследовательские способности; воспитательные – формирование у учеников моральных принципов и ответственности перед законом.
Тип урока: обобщающий. Методы: исследовательский, проблемный. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Учитель делит класс на несколько групп, которые выполняют индивидуальные задания, а затем предоставляют отчет в виде электронной презентации. Работа проводится во внеурочное время и координируется учителем.
Группа лингвистов подбирает варианты трактовки понятий «преступление» и «наказание», опираясь на словари Преступление самое дело, проступок и грех; беззаконие, злодеяние; поступок противный закону. Проступок есть легкое нарушение закона, а преступление более важное. За проступки полагаются взыскания распорядительные, а за преступления предают суду. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля) Наказание взыскание, налагаемое имеющим право, власть или силу, на того, кто совершил преступление или проступок; кара. (Толковый словарь русского языка Ушакова)
Группа литературоведов подбирает примеры из текста романа, которые демонстрируют значения этих понятий Началось с воззрения социалистов. Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности социального устройства -- и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, -- и ничего!.. (Разумихин) - Вы-таки логичны. Ну-с, а насчет его совести-то? - Да какое вам до нее дело? - Да так уж, по гуманности-с. - У кого есть она, тот страдай, коль сознает ошибку. Это и наказание ему, - опричь каторги (Раскольников)
Группа социологов проводит анкетирование одноклассников и их родителей, выявляя, как они объясняют значение этих понятий
Группа юристов подбирает варианты трактовки понятий «преступление» и «наказание», опираясь на законодательство Преступление по ст. 14 УК РФ виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Необходимым признаком является виновность. (Юридический словарь, 2000). Наказание мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43 УК РФ). Применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Цели - восстановить социальную справедливость, исправить осужденного и предупредить совершение новых преступлений.
Группа биографов анализирует биографические сведения о Ф.М.Достоевском, его дневники и письма, чтобы выявить авторское понимание смысла концептов «преступление» и «наказание» Достоевский планирует создание романа с предварительным названием «Пьяненькие» с центральным образом семьи Мармеладовых. На тему же убийства Достоевского натолкнул пример Пьера Франсуа Ласьера. Памятная стена на «доме Раскольникова» в Санкт-Петербурге (пересечение Гражданской улицы и Столярного переулка) Действие романа происходит летом в Санкт-Петербурге. Адреса домов, в которых якобы жили персонажи романа, известны: «дом Раскольникова» Гражданская улица, 19 (на доме установлена памятная стела); «дом Сони Мармеладовой» канал Грибоедова, 73; «дом старухи-процентщицы» канал Грибоедова, 104.
Группа психологов прослеживают, как меняются представления о понятиях «преступление» и «наказание», героев Ф.М.Достоевского и пытаются объяснить причины изменений
Каждая группа представляет выполненное задание в виде электронной презентации, а затем защищает её. Группы отвечают и на общий вопрос: изменилось ли понимание концептов «преступление» и «наказание» у наших современников по сравнению с героями Ф.М.Достоевского и почему? Все выводы записываются в таблицу.