Модель урока литературы для 9 класса, посвященного анализу эпизода (по программе под ред. Т.Ф.Курдюмовой)
Чичиков у Собакевича
Цели урока: обучающие – формирование способности постижения смысла произведения через его фрагмент; умения целостно воспринимать эпизод и видеть в отдельном эпизоде выражение авторской концепции; развивающие – развитие умения выделять ключевые слова и выражения, определяющие основную мысль; находить связи предыдущего, настоящего и последующего содержания романа; делать умозаключения; воспитательные – создание условий для формирования мыслящей личности, обладающей литературно- художественным вкусом.
Тип урока: комбинированный. Методы: исследовательский, объяснительно - иллюстративный, проблемный. Используемая форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная.
Ученики знакомятся с анализируемым фрагментом текста (из Главы V) Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином… …Когда бричка выехала со двора, он оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая знать, куда гость поедет.
Ученики начинают анализировать эпизод, отвечая на вопросы учителя и выполняя его задания, используя работу с текстом
Каково идейно-тематическое содержание фрагмента? Посещение Собакевича в его крепком, как он сам, поместье сопровождается основательным обедом, обсуждением городских чиновников, кои, по убеждению хозяина, все мошенники (один прокурор порядочный человек, «да и тот, если сказать правду, свинья»), и венчается интересующей гостя сделкой. Ничуть не испугавшись странностью предмета, Собакевич торгуется, характеризует выгодные качества каждого крепостного, снабжает Чичикова подробным списком и вынуждает его дать задаток.
Охарактеризуйте героев и проанализируйте их постопки в данном эпизоде (основное внимание уделите образу Собакевича) 1. Внешний вид и внутренний мир 2. Имение 3. Обстановка в доме 4. Отношение к людям 5. Сделка с Чичиковым
Внешний вид и внутренний мир Собакевич понял надвигающуюся эпоху власти денег и сам стремится не отстать от времени, сколотить капитал, не задумываясь о его источниках. Он груб, неуклюж и неотесан внешне, так же бедно и его внутреннее содержание. «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя... фрак на нем был совершенно медвежьего цвета... стопал он и вкривь и вкось и настопал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый... есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила..: хватила топором раз выше нос, хватила в другой вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет».
Имение Подъезжая к деревне Собакевича, Чичиков обратил внимание на прочность всех строений. Эта домовитость говорит о чертах характера Собакевича, но больше об умении его крестьян, руками которых все здесь и сделано. «Деревня показалась ему довольно велика... посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно- серыми стенами, дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов... Двор окружен был крепкою непомерно толстою деревянною решеткой... На конюшни, сарай- и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли».
Обстановка в доме Собакевич не заботится о красоте, от нее мало пользы, но все в доме устойчиво и тяжеловесно. Каждая вещь неуклюжа, громоздка и как бы сообщает: «И я тоже Собакевич!» Хозяин вряд ли читает книги и занимается каким-либо творчеством, нигде не видно и следа чернил. Стены комнат украшают картины, от которых присутствующих кидает в дрожь. В доме все обстоятельно и размеренно. Вовремя подают обильный обед, за которым Михаил Семенович (даже имя его медвежье) поглощает огромное количество еды. Он «патриот желудка». Для него трапеза священный ритуал, один из видов приятного времяпрепровождения.
Отношение к людям Собакевич в разговоре с Чичиковым выказывает необыкновенную озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники: «За копейку убьют». Чичиков и тут старается приспособиться к поведению и разговору хозяина, нащупывает точки соприкосновения с ним. Не Успев завести разговор о покупке мертвых душ, Чичиков обескуражен напором Собакевича, готового продать «по сто рублей». Его жадность непомерна, он забывает, что речь идет об умерших крестьянах, и расхваливает их, как барышник, чтобы набавить цену.
Сделка с Чичиковым У него нет почтения ни к умершим крестьянам, ни признательности за их добросовестный труд, а лишь желание продать подороже «товар», не продешевить. Какие могут быть разговоры, сомнения, угрызения совести, если нашелся покупатель и на этот «товар». Только бы не упустить своей выгоды. Писатель не ослабляет сатирического накала, описывая сцену передачи денег и расписки Чичиковым Собакевичу. Оба мошенника прекрасно понимают друг друга, боятся быть обманутыми, поэтому протягивают одновременно: один деньги другой расписку, выхватывая, облегченно вздыхают, что миновали «трудности».
Какова связь эпизода с другими эпизодами и идейной направленностью произведения? Эпизод посещения Чичиковым Собакевича тесно связан с посещением им Манилова, Коробочки, Ноздрева и Плюшкина. Цель – покупка мертвых душ. Своей поэмой Н.В.Гоголь не только показал читателю истинное лицо помещиков, но и ввел в литературу понятие "мертвые души". Мертвыми были не только и не столько те, кто становился предметом торгов Чичикова с помещиками. А.И.Герцен так говорил об этом: «Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
Какова авторская позиция? Рассматриваемый эпизод является наглядным примером жизни помещиков того времени. Автор создал пять различных портретов, столь непохожих друг на друга, хотя черты типичного российского помещика простопают в каждом из них. Гоголь в поэме показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею «мертвых душ». Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение способствовать процветанию государства Российского.
По ходу обсуждения ученики записывают свои наблюдения, открытия и выводы тетрадь. Затем они обобщают сказанное и отвечают на два ключевых вопроса: Какую роль играет эпизод в понимании смысла произведения? Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде?