О некоторых основополагающих понятиях маркетинга
Маркетинг может рассматриваться в двух ракурсах, сферах применения Маркетинг – философия управления и такие направления ее реализации когда разрешение проблем потребителей ведет у успеху организации Маркетинг – управление производственно- сбытовой деятельностью, направленное на получение желаемых результатов (стоимости фирмы, объема продаж, прибыли, доли на рынке) посредством активного влияния на рыночные условия, потребителей
Значения термина 1)Маркетинг как философия, идеология управления 2)Маркетинг как функция управления производственно-сбытовой деятельностью 3)Маркетинг как наука 4)Маркетинг как учебная дисциплина
Уровни использования концепции 1)Деятельность организации в целом переориентирована на маркетинг как концепцию рыночного управления
2) В фирме используются отдельные комплексы маркетинговой деятельности (разработка и производство продукции исходя из изучения спроса), хотя в целом «дух» маркетинга не охватил всю организацию
3) В организации только изолированно реализуются отдельные элементы маркетинга (реклама, стимулирование продаж)
Следует также отметить, что структура книг Ф. Котлера, имеющих названия «Основы маркетинга» и «Управление маркетингом», практически является одинаковой. Что также говорит о том что в рассматриваемый термин какой-то особый смысл не вкладывается
Мерчайдайзинг – это инструмент маркетинга или торговли? Таким образом, определенный принципы и методы не являются четкими атрибутами, использование которых давало бы основания однозначно отнести определенный вид деятельности к маркетингу.
Является ли маркетинг наукой? Своего предмета у маркетинга, наличие которого является обязательным условием отнесения его к науке, нет.
Значение маркетинга чрезмерно преувеличивается, а все попытки создать соответствующую теорию есть не что иное, как обобщение опыта, накопленного управляющими крупных фирм. Важнейшая идея - удовлетворение запросов потребителей – маркетингу не принадлежит.