Диагностика позволяет взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую работу. Главной функцией диагностики является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.
Основные психологические черты, появляющиеся в дошкольном возрасте: Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения (Л.С.Выготский). Возникновение первых этических инстанций (Л.С.Выготский). Возникновение соподчинения мотивов (А.Н.Леонтьев). Возникновение произвольного поведения (Д.Б.Эльконин, А.В. Запорожец). Возникновение личного сознания.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Диагностическая функция – фиксируются изменения и рост за определенный период времени. Функция целеполагания – создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором задачи. Мотивационная функция – поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов. Содержательная функция - материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития от года к году. Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Портфолио дошкольника Первый шаг в открытии малышом своего Я. Копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности. Возможность собственной оценки своего мировосприятия Любимая книга, которую ребенок сам создал вместе со взрослыми
Портфолио достижений Оценочно-диагностический Портфолио-раскраска Электронный портфолио
Социально-личностное развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие и здоровье ребенка Разные разности Мои достижения
Нормативные документы по внедрению технологии «Портфолио» Положение о портфолио дошкольника Функциональные обязанности сотрудников ДОУ при внедрении в практику портфолио Планирование работы по запуску технологии «Портфолио» в ДОУ Критерии оценивания
Алгоритм запуска Мотивация Определение вида портфолио Определение времени работы над портфолио Определение структуры портфолио Определение критериев оценивания Определение способов оценивания
Планирование работы Каковы цели использования портфолио? Из каких компонентов будет состоять портфолио? Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Как будет выглядеть портфолио? Кто участвует в разработке портфолио? Как часто будет происходить обсуждение материалов портфолио? Где будет храниться портфолио? Как будет происходить презентация портфолио?
Этапы работы Постановочный Поисковый Заключительный
Критерии оценивания Полнота информации Логичность отбора информации Логичность структурирования материалов Транслируемость Правильность оформления Авторские находки Креативность мышления Сформированность умения решать задачи Сформированность прикладных умений Развитость коммуникативных умений Сформированность умений самоконтроля и самооценки
О ш и б к и Портфолио – дело добровольное! Нельзя включать какие-то либо материалы для «объема» Отказ от помощи автору Формальный подход Официозный подход Превращение в архив Сбор только новых материалов Псевдопортфолио Несистематичность Сбор материалов взрослыми Акцент на форме, а не на содержании Оценка в баллах Отсутствие единства в оценке
Успехов в работе