Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения Система учебников «Начальная школа XXI века»
Комплект учебников и учебно-методических пособий «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА» Включен в Федеральный перечень учебников, учебно - методических и методических изданий, имеет гриф « Рекомендовано » Министерства образования Российской Федерации Удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Министерством образования Российской Федерации и Национальным фондом подготовки кадров. Обладатель книжного Оскара в номинации « Учебники ХХ I века » XIV Московской международной книжной выставки – ярмарки
Разработан коллективом авторов Центра начальной школы ИСМО РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена- корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой.
Основная цель обучения в системе «Начальная школа XXI века» Реальной целью образования должно стать формирование учебной деятельности. Эта реализация теории Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова о приоритетности развивающих целей обучения была озвучена в концепции нашего комплекта 15 лет назад.
Приоритетные цели «Начальной школы XXI века» Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу; определять учебные операции; производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу; определять учебные операции; производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др. Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся. Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Начальное образование должно обеспечить «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Пояснительная записка Цели образования, поставленные данным образовательным учреждением, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?»
В пояснительной записке ООП раскрываются: цели; принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.
Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования реализуется двумя путями: 1)дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальная школа XXI века»; 2)организацией внеклассной деятельности, представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.
Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы.
Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает: сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи; умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче; осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи; изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов; сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.
Духовно-нравственное развитие, формирование нравственных ценностей, толерантности, способности адекватно оценивать события, происходящие в окружающем мире. «Литературное чтение»; «Основы духовно- нравственной культуры народов России». «Традиции народных праздников народов России»; «Экология для младшего школьника»; «Все цвета, кроме чёрного»; «Что такое этика»
Сохранение и развитие разнообразного культурного и языкового наследия многонациональной России Формирование интереса к различным языкам народов, проживающих в данном регионе, воспитание культуры взаимоотношений и толерантности в процессе изучения русского и родного языка, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России.
Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование здорового образа жизни Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; ежедневные уроки двигательной активности, проходящие на улице; чайная пауза (целебный чай); организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления (проведение игр, работа за конторками, физминутка); релаксационные упражнения в специально оборудованном помещении. В рамках внеклассной деятельности предусмотрен факультативный курс «ОБЖ. Я – пешеход и пассажир».
Формирование учебной деятельности школьника. Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, т.е. овладение учебной деятельностью как ведущей в младшем школьном возрасте. Её сформированность предполагает: умение учиться («умею себя учить»); наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, всё интересно»); внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»); элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).
Принципы образовательного процесса 1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка; предоставление возможности каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне ближайшего развития, обеспечение своевременной помощи каждому ребёнку при возникновении трудностей; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
2. Природосообразность обучения: соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста; обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности при обучении; создание условий для раскрытия творческого потенциала, успешного развития одарённых детей.
3. Педоцентризм 3. Педоцентризм предполагает: овладение ребёнком новыми социальными ролями ( «Я – ученик», «я – школьник»), знания и опыт взаимодействия со сверстниками, с другими людьми, средой обитания, уровень осознания ребёнком своей принадлежности к обществу (права, обязанности, социальные роли).
4. Культуросообразность обучения: ознакомление с лучшими объектами культуры из разных сфер: науки, искусства, архитектуры, народного творчества
5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога: демократический стиль взаимоотношений с обучающимися; предоставление ребёнку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности (парная, групповая, общая коллективная).
Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно-развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия. Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка
6. Преемственность и перспективность обучения 6. Преемственность и перспективность обучения между дошкольной подготовкой и обучением на этапе основного звена.
Математика «Математика» Авторский коллектив: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая, О.А. Рыдзе, Т.В. Юдачева Содержание курса обеспечивает высокий уровень математической подготовленности младших школьников, развитие их мышления и формирование устойчивого интереса к изучению математики и основ логики. Комплект для 1 класса включает: учебник (в двух частях) со вкладышем рабочие тетради 1–3 рабочую тетрадь «Я учусь считать» дидактические материалы методическое пособие
Математика «Математика» Линия учебно-методических комплектов Авторский коллектив: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая, О.А. Рыдзе, Т.В. Юдачева Содержание курса для 2–4 классов обеспечивает высокий уровень математической подготовленности младших школьников, развитие их мышления и формирование устойчивого интереса к изучению математики и основ логики. Учебники включают материал дискуссионного характера. Комплекты для 2, 3, 4 классов включают: учебник (в двух частях) рабочие тетради 1, 2 рабочую тетрадь «Дружим с математикой» дидактические материалы методические пособия.Дополнительные пособия «Математика в начальной школе. Устные вычисления» Методическое пособие Авторы: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева «Математика» Проверочные и контрольные работы 1–4 классы Автор В.Н. Рудницкая
Формирование готовности к взаимодействию с окружающим миром 1. Интеллектуальная 2. Личностная 3. Коммуникативная 4. Рефлексивная 5. Деловая 6. Креативная 7.Эмоциональная
Интеллектуальная готовность способность работать с информацией разного типа; умение применять знания в нестандартных ситуациях; владеть приёмами самостоятельного добывания новых знаний; способность работать в условиях поиска; умение ставить и обсуждать предложения; проводить небольшие исследования. Классификация по существенному признаку
Личностная готовность желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремлённость, волевое усилие при преодолении трудностей; умение планировать и организовывать свою деятельность; владеть элементарными правилами учебного сотрудничества. «Работа в парах»
Коммуникативная готовность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации; умение участвовать в учебном диалоге; строить монологические высказывания разного типа.
Рефлексивная готовность способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности; находить и устранять причину возникающих трудностей; умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению.
Деловая готовность способ переводить практическую задачу в учебную; конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; умение применять алгоритм действий; способность работать в условиях выбора.
Задача практическая и учебная Практическая отвечает на вопрос «что нужно делать», поэтому все действия определяются стихийно Например,«обезьяна-клетка-банан» Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», поэтому все действия осуществляются целенаправленно
У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков? Слово «всего» - прямое указание на ход решения, то есть ограничение поиска. Это практическая задача. Меняем вопрос: Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.? В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения. Это учебная задача.
Креативная готовность способность решать учебную задачу творчески; желание и умение отказаться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения.
Эмоциональная готовность готовность рассматривается как система учебно- познавательных мотивов (обоснованное желание учиться); адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации; умение использовать и приобретать чувственный опыт.
Программа формирования УУД
Универсальное учебное действие как психолого- дидактическое явление имеет следующие особенности: является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер; отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?) возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий; «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.
Место универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета
Основная цель программы УУД раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения применительно к особенностям дидактического процесса данного образовательного учреждения.