принципы обучения математике
Принципы в педагогике и дидактике Принципы обучения – система основных дидактических требований к процессу обучения, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса и достижение заявленных целей образования. Принципы обучения отражают общественные потребности и меняются в соответствии с изменениями в обществе: с повышением требований к уровню подготовки специалистов; с повышением требований к доминирующим качествам мыслительной деятельности человека; с появлением нового менталитета и т.п.
Принципы обучения – фундамент построения любого образовательного процесса, в том числе и обучения математике.
Примеры систем принципов обучения Ю.К. Бабанский 1. Научность 2. Связь с жизнью 3. Систематичность и последовательность 4. Доступность 5. Сознательность и активность 6. Наглядность Т.А. Ильин 1. Наглядность 2. Сознательность и активность 3. Доступность 4. Научность 5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей 6. Систематичности и последовательности 7. Прочности 8. Связи с жизнью И.П. Подласый 1. Сознательность и активность 2. Наглядность 3. Системность и последовательность 4. Прочность 5. Научность 6. Доступность 7. Связь теории с практикой В.А. Оганесян 1. Развивающего и воспитывающего обучения 2. Научности и доступности 3. Систематичности и последовательности 4. Связи обучения с жизнью
Иерархические системы принципов, отражающие целевые требования к построению современного обучения математике И.Д. Пехлецкий 1. Выделения главного 2. Учета возрастных и индивидуальных особенностей 3. Сознательности и активности 4. Самостоятельности 5. Доступности 6. Наглядности 7. Систематичности и последовательности 8. Научности 9. Практичности Л.А. Леонтьев 1. Деятельности 2. Целостности представлений о мире 3. Непрерывности (преемственности) 4. Минимакса 5. Психологической комфортности 6. Вариативности 7.Творчества
Технология деятельностного метода обучения
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
Жизнь на уроке должна стать подлинной Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Л.С. Выготский «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Технология деятельностного метода обучения Людмила Георгиевна Петерсон
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Проектная деятельность Интерактивные методы обучения Интегрированное обучение Проблемно – диалоговое обучения Педагогические технологии
Технология деятельностного метода обучения позволяет Придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, перейти от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности. Перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Усилить практическую направленность школьного образования.
Дидактические принципы Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии.
Дидактические принципы Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире. Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума
Дидактические принципы Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стресс о образующих факторов учебного процесса. Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора
Дидактические принципы Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Специфические принципы построения курсов математики генерализация знаний (выделение стержней курса); внутрипредметные связи; построение программы по спирали; единство непрерывности и дискретности обучения; обучение на социокультурном опыте; гуманитарная направленность; деятельностный подход.
Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Генерализация знаний. Начинать построение курса математики надо с истоков, с выделения основных структур и понятий, организовывать математическое обучение в порядке развёртывания структур и понятий. Формировать не только отдельные знания и качества мышления, но и всю их структуру. Раскрывать внутренние связи и отношения фундаментальных понятий. На конкретных фактах и явлениях показывать проявление этих понятий. Расположение материала должно быть таково, что всё последующее должно вытекать из предыдущего, быть развитием прежнего знания.
Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Генерализация знаний: связана с прочностью знаний об основных изучаемых структурах; позволяет обеспечить лучшее понимание; позволяет на основных понятиях как на стержнях строить скелет математических знаний. В современных курсах школьной математики в качестве идейного стержня часто выступает понятие математической модели реального процесса
Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Принцип внутрипредметных связей (выдвинут В.А. Далингером) Необходимость выделения в современном курсе математики ведущих, общих понятий, Ведущие понятия должны удовлетворять следующим критериям: а) формировать у учащихся научное мировоззрение; б) значительно чаще других понятий служить средством изучения различных вопросов математики; в) активно работать на протяжении большого промежутка времени; г) должны иметь прикладную, гуманитарную направленность; д) должны способствовать реализации внутрипредметнх и межпредметных связей.
Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Принцип построения программы по спирали Предполагает нелинейное расположение материала. Линейное расположение материала присутствует на небольших промежутках учебного времени ( от 2-х, 3-х месяцев до 2-х, 3-х лет). Целостность изучения объекта. обеспечивается через интеграцию теоретического материала и практических умений в содержательно методические линии. Является реализацией разумного сочетания научности и доступности обучения
Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Научная строгость предполагает непротиворечивость и логическую последовательность изложения основ математики, использование общепринятых трактовок математических фактов, понятий, идей, апробированных практикой и позволяющих обобщать значительную группу фактов и явлений действительности, не предполагает строгого, дедуктивного изложения курса школьной математики, а предполагает лишь демонстрацию дедуктивного характера математических знаний
Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Единство непрерывности и дискретности Разделяется на две взаимосвязанных части: 1)Преемственность обучения - отражающую непрерывность обучения; 2)Многоступенчатость обучения - отражающую дискретность, этапность обучения.
Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Преемственность характеризуется опорой на изученное, то есть с опорой на ЗУНы, которые получены на предыдущих ступенях обучения, с теми которые мы приобретем в будущем. Принцип преемственности требует выполнения следующих условий: Обеспечение неразрывной связи между отдельными сторонами, этапами и ступенями обучения, и внутри них; Расширение и углубление знаний, приобретенных на определенных этапах; Преобразование отдельных представлений в стройную систему знаний, умений и навыков; Поступательно-восходящий характер учебного процесса при обязательном учете качественного изменения учащихся.
Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Формы реализации преемственности Понятия, которые рассматривались раньше, должны сохраняться, но их содержание расширяется, уточняется, обобщается; Новые теоремы и целые теории либо строятся в рамках старых знаний, либо новые теории и идеи появляются, как обобщение ранее известных фактов; Сохранение методов при изменении содержания,; Сохранение единой символики; Перенос знаний из одной области математики в другую; Использование аналогий из ранее изученных теорий.
Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Обучение на социокультурном опыте Наличие практической направленности обучения и связи обучения с жизнью, которое не следует воспринимать упрощенно, то есть как насыщение занятия большим количеством примеров. Формирование понимания важности математических методов, логичности, строгости и, что математика изучает не само явление, а его математическую модель.
Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Принцип гуманитарной направленности - Выделяются следующие составляющие гуманитарного потенциала математики: Несмотря на то, что математика имеет широкое применение в естествознание, она не относится к естественным наукам. Математика изучает не только развитие природы, но и законы развития общества, и законы мышления. Математика относится больше к гуманитарным наукам, так как является языком описания действительности; В интеллектуальном развитии личности роль математики очень велика, так как ни один из школьных предметов не может конкурировать в развитии мышления.