ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ОПЫТ Образовательной системы «Школа 2100»
2 ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? ФГОС 2009–2012 гг. «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?
Составим план решения проблемы: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Зачем учить? (Цель) 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель) Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (Содержание) 3. Как учить? (Технологии, методики)
Система «Школа 2100» - взгляд изнутри Образовательная программа «Школа 2100». «Педагогика здравого смысла» ( А.А. Леонтьев). Цель: функционально грамотная личность. Единые технологии ( проблемный подход): Проблемный диалог Правильный тип читательской деятельности Проектная Оценивания успехов Комплект учебников и пособий по всем предметам (дошкольное образование – начальная школа – основная школа) Общественная организация «Школа 2100» Конференции, метод.центры Внедрение и апробация Повышение квалификации учителей
5 Кто создал систему «Школа 2100»? Единый авторский коллектив Преемственность Старшая Основная Начальная Дошкольное образование А.А. Леонтьев Д.И. Фельдштейн Совет координаторов направлений Научные руководители Е.В.Бунеева Р.Н.Бунеев Д.Д.Данилов С.А.Козлова А.А.Вахрушев А.В.Горячев
6 «Школа 2100» – взгляд со стороны 2005 г.: Из заключения Российской академии образования ( ) «…авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая … реализует идеи развивающего образования от дошкольной подготовки до окончания школы» 2008 г.: Авторский коллектив «Школы 2100» – лауреат премии Правительства РФ в области образования «За теоретические разработки новой образовательной системы и их практическую реализацию»
1. ЗАЧЕМ УЧИТЬ? (ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)
Предметные результаты знания умения опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизньенных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций интересы мотивации толерантность ФГОС (2008–09): НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения
Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизньи он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье Что о цели говорят родители?
Цель «Школы 2100» Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей Из программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизньи знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизньенных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизньи задачи, оставаясь при этом человеком!» Программные документы 1995–1998 гг.
11 КАК сделать? Простроить цели до конкретных действий на уроке «Главное не знания, а умение ими пользоваться» (академик А.А. Леонтьев,1995 г.) Функционально грамотная личность Общеучебные умения организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизнь.задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные умения = «портрет» = УУД
Общеучебные умения – самое главное, что остается после школы – Организационные – умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность – Интеллектуальные – умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор – Коммуникативные – умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми Расписаны для 1, 2, 3-4, 5-6, 7-9, кл. + Диагностика
13 ФГОС (2008 г.): результат в виде универсальных учебных действий – Регулятивные – обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование – Личностные – ценностно- смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) – Коммуникативные – ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности – Организационные – организовывать свою деятельность – Интеллектуальные – мыслить и работать с информацией – Оценочные – делать выбор в мире ценностей и поступков – Коммуникативные – общаться, взаимодействовать с людьми «Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений
Химия География Обществоведение Биология История Русский язык Литература Чтение карт Картина мира Оценка рисков отношений человека и природы Нравственное, гражданское самоопределение Понимание текстов Создание текстов Оценка роли языка в культуре Язык как система знаков Литература как система образов Роль жизньи Становление общества Связи в обществе Территориальные комплексы Превращения веществ Цели предметов – линии развития Физика Общие законы природы Сведения на матем.языке Математика Логические рассуждения
Как строить полный ответ на продуктивный вопрос? Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис.) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что,.. потому что, во-первых,.. во-вторых… и т.д.» Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
2. ЧЕМУ УЧИТЬ? (СОДЕРЖАНИЕ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)
ФГОС: изменение подходов к содержанию – Вместо перечня информации – способы работы ! Был МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ: Русский язык Математика История и т.д. «Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта» Требования к выпускнику Вариативные авторские программы, и рабочие программы учителей Обязательная часть Части, формируемые участниками образовательного процесса Информа- ционное ядро
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания. ПРИМЕР: Телешоу «Кто умнее пятиклассника?» Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике
Содержание учебников в «Школе 2100» ( с 1998 г.) – по принципу минимакса: Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКСИ предлагаем Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы
Единый комплект учебников обеспечивает единство и непрерывность содержания образования Самообразование
3. КАК УЧИТЬ? (ТЕХНОЛОГИЯ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)
22 ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий требует коренной переработки КИМов (умения, а не знания!) умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) 12 Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Технологии, заложенные в учебники «Школы 2100»: от «ментора-наставника» к «партнеру» Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала) = решение задач, самоорганизация Технология формирования правильного типа читательской деятельности (чтение и понимание текстов) = коммуникации Технология оценки учебных успехов (контроль результатов) = саморегуляция
В жизньи нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизньи 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
25 Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель: обучить самостоятельному решению проблем. Средство: открытие знаний вместе с детьми. Учебники Подача матери- ала
26 Какие общеучебные умения прежде всего развивает проблемный диалог? 1. Организационные – умение решать проблемы 2. Коммуникативные – вести диалог 3. Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
27 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст) 1) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа? Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ. ЖИЗНЬ:
28 Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главный смысл)
29 3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения Технология формирования правильного типа читательской деятельности (с 1999 г.) Цель – понимание текстов. Средство – три этапа работы с любым текстом. Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.
30 Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке 1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию 2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту) 3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) 4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) 5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
31 Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности? 1. Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) 2. Интеллектуальные – извлекать информацию из текста 3. Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 4. Организационные – умение работать по плану (алгоритму)
32 Технология оценивания учебных успехов (мини) Традиции оценивания ЧТО: Знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: Учитель ТО учебных успехов ЧТО: Решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизньи ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности Контр. Работы Днев- ники
33 Правило 2. «САМООЦЕНКА» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку». Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
34 Какие общеучебные умения развивает технология оценивания учебных успехов? 1. Организационные – умение определять, достигнут ли результат деятельности 2. Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения 3. Интеллектуальные – логически обосновывать свои выводы 4. Оценочные – толерантное отношение к иным решениям
35 РЕФЛЕКСИЯ Реализовали мы пункты нашего плана (цели, содержание, технологии)? Какие выводы вы можете сделать ДЛЯ СЕБЯ по нашей проблеме? КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Результаты обучения по «Школе 2100» Исследование специалистов Психологического института РАО И.М.Улановской и Е.Г.Юдиной ( гг.) Классы, где реализуются идеи «Школы 2100» Развивающая среда: 1. Развитие теоретического мышления и превышение своих базовых интеллектуальных возможностей 2. Благоприятные отношения внутри класса, высокая мотивированность 3. Ученики ощущают себя более успешными (каждый в своем), нормальный уровень тревожности Контрольные классы (традиционная программа) 1. «Тренинговая» модель (подтягивание слабых без развития сильных) или «занижающая» (ориентация на низкий уровень) 2. Сложные отношения внутри класса, невысокая мотивированность 3. Заниженная самооценка, повышенная тревожность