«Проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетентности обучающихся».
Автор проектной методики Джон Дьюи
В настоящее время метод проектов приобрел популярность в связи с растущей необходимостью формирования новой системы образования и воспитания молодежи, ее переориентации на социализацию личности через участие в общественно значимой деятельности, развитие способности к самостоятельному решению разнообразных жизненных трудностей и проблем В настоящее время метод проектов приобрел популярность в связи с растущей необходимостью формирования новой системы образования и воспитания молодежи, ее переориентации на социализацию личности через участие в общественно значимой деятельности, развитие способности к самостоятельному решению разнообразных жизненных трудностей и проблем 3
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Характерной чертой этой технологии является самоопределенииие обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Деятельностная Психологичешская (самоопределении- чешская) Т Е Х Н О Л О Г И И Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно- поисковая)
педагогичешская технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися на основе субъектного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектной деятельности, и его представления в рамках устной или письменной презентации. является технологией, которая позволяет учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям (ситуация неопределенности, кооперации и т.д.) и на основе различного предметного содержания
через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания Это становится возможным: Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии 1 5
в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; 2 6
анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы 7 Развивать исследовательские умения 3
Основные принципы проектной работы Адаптация заданий Вариативность Решение проблем Личностный фактор Принципы проектного обучения можно определить следующим образом: 10
Этапы разработки проекта Подготовительный Подготовительный Организационный Организационный Практический Практический Презентация Заключительный Заключительный
Разнообразие проектов исследовательские творческие информационные проекты практические требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Долгосрочными (до года) Долгосрочными (до года) групповые парные индивидуальные Разнообразие проектов По количеству участников можно выделить проекты: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности (один-два месяца) Средней продолжительности (один-два месяца) По продолжительности проекты могут быть:
1. Творческие моно-проекты «ABC book»,«Книга о друге» 2 класс. 2. Творческий проект «Новогодняя игрушка, «Поздравительная открытка» 3 класс 2. Групповой проект Animals ABC 4 класс. 3. Информационные проекты Welcome to London 5 класс. 4. Открытый урок английского языка в 5 классе по теме «Welcome to London» (проектная методика). 5. Открытый урок по теме «Healthy food» 6 класс 6. Внеклассное мероприятие для 2 классников «ABC party» Что мы сделали
Результаты деятельности: повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности; повышение уровня внутренней мотивации учащихся; повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива и результативности обучения по предмету