Использование компетентностно- ориентированных заданий на уроках естествознания как средство мониторинга ключевых компетенций младших школьников Педагог: Лезина О.М.
Компетентностно- ориентированные задания: Цель: развитие ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях
Современный компетентностно- ориентированный урок требует применение активных методов обучения метод проектов Проблемные Интерактивныеигровые
Ожидаемые результаты повышение степени обученности повышение степени обученности сформированность общеучебных умений и навыков формирование творческого потенциала личности
Компетентностно-ориентированные задания, применяемые на уроках естествознания: «Верно-неверно» «Что лишнее» «Что лишнее» «Ромашка вопросов» «Ключевые слова» «Продуктивные задания»
«Что лишнее» Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание той или иной темы. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание той или иной темы. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей
«Верно - неверно» Предлагаются высказывания по теме, содержащие истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести контроль за усвоением темы, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование предметных компетентностей Предлагаются высказывания по теме, содержащие истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести контроль за усвоением темы, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование предметных компетентностей
«Ромашка вопросов» Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание изучаемой темы, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование предметных и коммуникативных компетентностей Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание изучаемой темы, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование предметных и коммуникативных компетентностей
«Ключевые слова» Предлагается составить словарик ключевых слов по изучаемой теме. Задание позволяет провести контроль за усвоением основных понятий, включение в тему, выделение главного, существенного в содержании темы. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей. Предлагается составить словарик ключевых слов по изучаемой теме. Задание позволяет провести контроль за усвоением основных понятий, включение в тему, выделение главного, существенного в содержании темы. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.
«Продуктивных заданий» Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по теме. Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по теме. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующую от учащегося конкретных действий. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующую от учащегося конкретных действий. Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке
Диагностика формирования ключевых компетенций Компетентностно-ориентированные задания Формируемые компетенции Параметры отслеживания Результат
Методики КомпетенцииПараметры отслеживания Результат 1. «Верно-неверно»Предметные Количество правильных ответов Рост мотивации 2. «Что лишнее»Предметные Количество правильных ответов Развитие операций анализа, синтеза. 3. «Ромашка вопросов»Предметные. Коммуникативные. Количество составленных вопросов. Содержательность вопросов. Обогащение словарного запаса 4. «Ключевые слова» Предметные. Информационные. Коммуникативные. Количество слов в цепочке Развитие мыслительных операций анализа, синтеза. Выделение самого главного, существенного. 5. «Продуктивных заданий» Предметные. Информационные. Коммуникативные Причинно-следственные связи Способность аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной активности. Диагностика формирования ключевых компетенций
Критерии наблюдения I уровень – общекультурный: ученик понимает основные положения темы, может объяснить правило, применить его по образцу, отвечает на вопросы продуктивного характера. II уровень- прикладной: кроме перечисленного ученик выполняет задания в изменённой ситуации, умеет демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, не выходя за его рамки. III уровень- творческий: ученик способен решать проблемы, выходящие за рамки, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.
Лист самонаблюдения за деятельностью учащихся Компетентности,формируемые учителем на уроке Компетентностно-ориентированные задания Этап урока
Лист самонаблюдения за деятельностью учащихся Компетентность формируемая учителем на уроке На каком этапе урока Уровень Готовность к самообразованию - способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников. Технологическая компетентность - готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности и позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии. Компетентность решения проблем - умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с темой, планировать результат своей деятельности. Информационная компетенция - способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. Коммуникативная компетенция - способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Исследовательская работа учащихся Выбор темы Целеполагание Практическая направленность работы Создание электронных презентаций Публичная защита
Формируемые компетенции Коммуникативная Информационная Компетенция решения проблем
Исследовательская работа в начальной школе Разнообразие объектов и процессов, изучаемых в начальной школе обеспечивает огромные возможности для обучения исследовательской деятельности, в процессе которой учащиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе, в коллективе Разнообразие объектов и процессов, изучаемых в начальной школе обеспечивает огромные возможности для обучения исследовательской деятельности, в процессе которой учащиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе, в коллективе
Победители районных, городских краевых НПК Григорьев Марк Болотов Михаил Сергеев Сергей «Удивительные свойства воды» «Самое необыкновенное вещество» «Удивительная жизнь растений»
Результативность применения компетентностно-ориентированных заданий Развитие познавательной активности Повышение мотивации к изучению предмета Формирование базовых компетенций учащихся начальной школы - учебно-познавательная - учебно-познавательная - коммуникативная - информационная
Знание - не самоцель Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот то, к чему стремится современный учитель. Знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот то, к чему стремится современный учитель.