Вопросы и ответы
Управляющий совет как средство совершенствования системы управления качеством образования, которое касается преобразования трёх сторон ресурсов обеспечения системы управления: - кадры (изменение направлено на инициацию активности профессионально – педагогических объединений); - финансы (изменение направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); - информация (изменение направлено на трансляцию общественности позитивных конструктивных и перспективных представлений о ДОУ, образовании в целом).
Создание Управляющего совета в ДОУ возможно при совокупности следующих условий: - готовность администрации к продуктивному диалогу с участниками образовательного процесса и представителя общественности; - наличие у ДОУ опыта эффективного сотрудничества с родителями по разным направлениям деятельности; - внедрение инновационных процессов в образовательный процесс, направленных на развитие ДОУ.
Управляющий совет ДОУ – это коллегиальный орган государственно-общественного управления, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления ДОУ.
Управляющий совет - не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд ДОУ, а стратегический штаб ДОУ, постоянный конструктивный помощник и советчик руководителя ДОУ в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.
Широкому развитию практики общественного участия в управлении образованием мешают: недостаток информации; непонимание реальных полномочий; недостаточная проработанность нормативной базы; сложность процедур создания; отсутствие возможности для обучения; кадровая проблема по кандидатуре председателя Управляющего совета.
Основной смысл Управляющего совета содействие реализации принципа демократического, государственно-общественного характера управления образовательным процессом в ДОУ. Государственно-общественное управление – это управление, в котором представлены две взаимодействующие составляющие, а именно субъекты государственной и общественной природы. В Управляющем совете ДОУ «государственное», властное, официальное начало представляют заведующий ДОУ, члены администрации ДОУ, представитель учредителя, в какой-то мере – сотрудники ДОУ. А общественное – представители местного сообщества, родителей. Управляющий совет ДОУ – коллегиальный орган, состоящий из избранных, кооптированных (привлеченных) и назначенных членов и имеющий определённые в Уставе управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития ДОУ.
Стратегическая – разработка стратегии развития образовательного учреждения, определение целей и путей достижения, отслеживание того насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть качество результатов образования. Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и их участие в финансово–экономической деятельности ДОУ, то есть качество условий для образования. Информационная - координирующая – обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами с целью содействия развитию образования, то есть качество качества процесса образования.
Деятельность Управляющего совета регламентируется следующими локальными актами: Положение об Управляющем совете ДОУ Положение о порядке выборов в Управляющий совет ДОУ Положение о порядке выборов в Управляющий совет ДОУ Положение о порядке кооптации членов Управляющего совета ДОУ Положение о порядке кооптации членов Управляющего совета ДОУ Регламент работы Управляющего совета ДОУ
Управляющий совет позволяет сделать взаимодействие родителей и ДОУ более системным. Непосредственная вовлеченность в вопросы управления ДОУ, знакомство с проблемами, которые стоят перед администрацией – снимает подавляющее число претензий.
Управляющий совет может стать прививкой против излишней консервативности. Само участие "заинтересованных граждан" в управлении стимулирует образовательное учреждение адаптироваться и меняться в соответствии с интересами своих целевых групп. А, значит, наличие Управляющего совета в ДОУ постепенно будет делать детский сад все более удовлетворяющим интересам потребителей и более конкурентоспособным.
Работающий Совет может разгрузить администрацию и взять на себя решение отдельных задач мониторинга и контроля: например, взять на контроль вопросы качества питания в ДОУ. А исполнение представительских функций – представление интересов ДОУ в органах власти от имени Управляющего совета зачастую оказывается даже более эффективным. Власть, как правило, более ответственно и внимательно относится к обращениям от лица организованной родительской общественности, чем от лица заведующей ДОУ.
Родители получают возможность обращаться в Управляющий совет как к посреднику между родительской общественностью и администрацией ДОУ. Совет выполняет роль согласования различных интересов и мнений. Там, где нет Управляющих советов – у родителей меньше шансов быть услышанными. Для активных и неравнодушных родителей членство в Управляющем совете дает официальный статус, а вместе с ним возможность представлять и отстаивать не только личные интересы, но и выступать в интересах ДОУ, участвовать в переговорах и непосредственным образом влиять на принятие решений.
В ходе развития государственно-общественной системы управления должны произойти системные изменения в образовательной среде, которые обеспечат реализацию и удовлетворение образовательных потребностей социума.
Создание гибкой системы управления ресурсами ДОУ через созданную модель государственно-общественного управления. Дополнительные возможности общения с родителями, педагогами и, как следствие, своевременное получение информации об изменениях потребностей местного сообщества и адекватное реагирование на изменения. Приобретение знаний современного менеджмента. Появление внешней оценки деятельности ДОУ. Повышение общественного статуса ДОУ. Формирование ресурсной базы ДОУ, обеспечивающей реализацию социального заказа на образование.
участие в управлении ДОУ, в выработке и принятии Устава и других нормативных документов ДОУ; удовлетворение потребности в качественном обучении и воспитании ребёнка; дополнительная возможность постигать педагогику воспитания, воздействовать на окружающее общество в целях изменения к лучшему для воспитания и развития детей; изменения во взаимоотношениях в системе образования, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между участниками образовательного процесса; возможность предъявлять ДОУ образовательные потребности, формулировать заказ на образование собственного ребёнка, оказывать влияние на состояние образовательного процесса и непосредственно участвовать в управлении ДОУ; расширение каналов получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребёнка в детском саду; получение материальной и другой помощи семье при финансовых затруднениях.
Повышение уровня квалификации и профессионализма. Получение информации об изменениях потребностей местного сообщества для того, чтобы адекватно на них реагировать. Реализация новых форм и технологий обучения использование медиа проектов, внедрение информационных технологий в учебный процесс, развитие навыков научно-исследовательской деятельности. Освоение новых форм социального взаимодействия.
Общественная экспертиза отдельных направлений деятельности ДОУ. Позитивные изменения в системе образования. Приобретение навыков социального партнерства.
Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно- общественный характер управления ДОУ. ДОУ имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – обслуживающего – медицинского – детского. Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления. Формами общественного управления ДОУ являются: Общее собрание работников ДОУ, Управляющий совет ДОУ, Педагогический совет ДОУ, Попечительский совет ДОУ.