Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области Педагогический проект Сенсорное развитие детей раннего возраста Автор проекта: Башина Елена Борисовна воспитатель МКДОУ 6 г. Миньяра Челябинской области
Описание проекта Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание влияет 1. Умственное развитие 2. Эмоции 3. Развитие самостоятельности 4. Развитие отношения к окружающему Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.
Формирование сенсорных эталонов Цвета Формы Величина
Задачи сенсорного развития Образовательные: развивать цветоразличение, форма восприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам; формировать у детей зрительные способы обследования предметов; учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб); развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет; обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».
Задачи сенсорного развития Воспитательные: воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу; формировать умение слушать и понимать инструкции педагога. Развивающие: развивать познавательные процессы; развивать мелкую моторику.
Актуальность проекта Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе; Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов; Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей; Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей; Педагогами и психологами установлено, что усвоение сенсорных эталонов цвета включено в общую систему образования и воспитания в детском саду.
Цель проекта систематизировать работу по сенсорному развитию детей Задачи проекта: 1. Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития. 2. Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста. 3. Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста. 4. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста. Ожидаемый результат: повышение уровня сенсорного развития детей
Паспорт проекта Сроки проекта: Сентябрь - ноябрь 2013 г. (среднесрочный) Участники проекта: дети, воспитатели, родители Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме
Главные принципы работы 1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса. 2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательной деятельности детей. 3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей Игры - занятия. Игровые образовательные ситуации. Работа с предметными и сюжетными картинками. Дидактические игры. Упражнения на развитие мелкой моторики
Этапы и сроки реализации проекта I Этап Сентябрь Информационно – аналитический (подготовительный) Повышение уровня профессиональной компетентности; определение объема материала, который будет адресован детям; планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия. II этап Октябрь Творческий (основной) Оформление стендов для родителей по теме проекта; Консультации для родителей; Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики. III Этап Ноябрь Заключительный Подведение итогов.
Изучение специализированной литературы
Предметно-развивающая среда
Оформление стендов для родителей
Консультации для родителей
Работа с родителями
Игры детей
Проведение дидактических игр и игр - занятий
Игры своими руками Д/и «Посади цветочек» Д/и «Паровозик»
Д/и «Цветочки» Д/и «Феечки»
Результаты проекта В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры; У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию; Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр; Мозаика-вкладыши крупная; Мозаика мелкая; Мозаика –пазлы мелкая; Строительный материал (крупный, мелкий, средний); Пирамидки: Шнуровка. В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия: «Паровозик»; «Цветочки»; «Подбери по цвету»; «Палитра»; «Феечка».
Практическая значимость проекта Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста; Разработка дидактического материала и дидактических игр; Разработка методических рекомендаций для родителей
Д/и с прищепками Д/и «Бабочки»
Перспективы развития Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста; Дополнение системы дидактическими играми и материалами; Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Спасибо за внимание