Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей
Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами Что же такое коммуникация?
- Неустойчивое внимание - Плохая память - Быстрая утомляемость - Недостаточное развитие познавательной деятельности - Плохой словарь - Нарушение грамматического строя речи - Незрелая эмоционально – волевая сфера. Признаками нарушения коммуникативных качеств являются:
Коммуникативная деятельность предполагает: 1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия 2. Освоение детьми разными видами деятельности 3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми
Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: - активно вступать в диалог, - задавать вопросы, - слушать и понимать речь, - строить общение с учетом ситуации, - легко входить в контакт, - ясно и последовательно выражать свои мысли, - пользоваться формами речевого этикета, - регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Игры бывают Игры Подвижные Дидактические Режиссёрские Театрализованные Игровые тренинги Игры – инсценировки Сюжетно – ролевые
Игра – как фактор развития диалога В подвижных играх происходит обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития
Театрализованные игры – развивают у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия
Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания
Сюжетно – ролевая игра Сюжетно – ролевая игра В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия
Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно- ролевой игры являются следующие: 1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы. 2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета. 3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме. 4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора. 5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства. 6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения. 7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей. 8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми. 9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев. 10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении. 11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. 12. Расширять общий кругозор детей
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей… » Выготский Л.С.
Спасибо за внимание !