«Кризис трех лет» педагог-психолог МБДОУ 124 Сивакова С.И г.
Кризис трёх лет (греч. krisis - решение, поворотный пункт) - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
Сроки возникновения кризиса складываются у детей индивидуально, однако наиболее типичен, как кризисный, период от двух с половиной до трех с половиной лет. Именно в три года у ребенка в основных чертах складывается характер, образ «Я», целостное отношение к миру, способность к целенаправленной и осмысленной деятельности, высокий уровень социального поведения. От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Этот возраст может стать эпохой расцвета многочисленных способностей и возможностей малыша, а может обернуться эпохой упущенных возможностей.
Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет. 1. Негативизм 2. Упрямство 3. Строптивость 4. Своеволие 5.Протест-бунт 6. Симптом обесценивания 7.Деспотизм
Негативизм Малыш стремиться сделать всё наоборот, даже вопреки собственному желанию. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Негативизм избирателен: ребёнок отказывается выполнять просьбы определённых людей. Совет: не давите на ребёнка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.
Упрямство Малыш делает наперекор другим из - за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод 'кто кого переупрямит', тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации. Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.
Строптивость Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Совет: отвлеките ребёнка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут малыш неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
Своеволие Оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей. Совет: позвольте малышу попробовать сделать всё самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.
Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у каждого трёхлетнего ребёнка. Но иногда рядом с этими особенностями бывают и другие.
Протест - бунт Проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями. Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте.
Обесценивание Обесцениваются, теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Для трёхлетнего ребёнка могут вдруг потерять ценность ещё совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам. Совет: найдите новые интересные занятия для малыша.
Деспотизм Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Он чаще всего проявляется в семье с единственным ребёнком. Ребёнок хочет попросту стать 'господином положения'. Совет: не поддавайтесь на манипуляцию но старайтесь уделять больше времени ребёнку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик.
Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет: Избегать авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании. Осуществлять единую тактику воспитания в семье. Поощрять познавательного интереса и самостоятельности ребёнка. Использовать игровые приемы в общении и обучении ребёнка самостоятельности. Объяснять правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме. Проявлять спокойную требовательности к исполнению этих правил. Осуществлять совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора. Обучать ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
Как не надо вести себя с трёхлеткой. Постоянно ругать и наказывать малыша за все неприятные для вас проявления его самостоятельности. Говорить 'да', когда необходимо твёрдое 'нет'. Пытаться любыми путями сгладить кризис. Приучать малыша к лёгким победам давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. Подчёркивать свои силу и превосходство, противодействуя ребёнку во всём. Чуть позже это приведёт или к безразличию, или к разным видам завуалированного мщение исподтишка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!