МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 16 «ЛАСТОЧКА» Обобщение опыта работы по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ» Воспитатель Николаева Ольга Сергеевна г. Котовск 2010 год
Актуальность Исследования в последнее время показывают, что у значительной части современных детей, поступающих в первый класс, наблюдается несформированность школьно – значимых функций. Это вызывает комплекс проблем дезадаптации на начальных этапах обучения, а также возникновение трудностей обучения базовым учебным навыкам. Однако, многие будущие школьные проблемы можно предупредить. Значительная роль в этом отводится работе по развитию мелкой моторики руки. Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Цель работы: Обеспечить, соответствующий возрасту, уровень развития мелкой моторики рук детей как необходимое условие успешного обучения в 1-ом классе.
Основополагающий вопрос: Возможно ли в процессе подготовки детей к школе добиться должного уровня развития мелкой моторики руки?
Проблемные вопросы: Какое место работа над развитием мелкой моторики руки должна занимать в общей системе подготовки детей к школе? Какие формы работы по развитию мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста являются наиболее эффективными? Возможно ли решение проблемы только усилиями специалистов МДОУ? Каким должно быть сотрудничество с родителями в решении проблем ребёнка по данному направлению?
Гипотеза: Если за год до школы диагностировать у детей факторы риска в развитии мелкой моторики руки и выстроить адекватную систему работы, то это обеспечит уровень развития ручных умений, необходимый для успешного обучения в школе.
Задачи: Сформировать комплект диагностических материалов по оценке и учёту индивидуальных особенностей развития мелкой моторики руки детей 6-7 лет. Определить систему работы по развитию мелкой моторики руки. Скоординировать работу по решению данной проблемы воспитателей группы, специалистов ДОУ и родителей.
Выбор диагностического материала и проведение диагностики Разработка перспективного плана и организация работы кружка «Пальчики- моторчики» Разработка картотеки пальчиковых игр Разработка консультаций для родителей Подготовительный этап
Основной этап Блок специально - организованного обучения в форме занятий Блок совместной деятельности воспитателя, детей и родителей Блок свободной самостоятельной деятельности
Блок специально – организованного обучения в форме занятий
Блок совместной деятельности воспитателя, детей и родителей
Блок свободной самостоятельной деятельности
Работа с родителями Наглядная информация Консультации Открытые занятия Родительские собрания Привлечение родителей к изготовлению пособий для развития мелкой моторики
Заключительный этап Открытое интегрированное занятие для родителей Итоговая диагностика развития мелкой моторики руки Выступление с сообщением по проблеме на педсовете Оформление слайдов презентации проекта
Результативность опыта работы Уровень развития мелкой моторики руки