Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками через игру. Воспитатель логопедической группы Фалалеева Ольга Владимировна
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали.
Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности.
Одним из компонентов общения выступает культура общения. формирование у детей знаний норм и правил общения; умение общаться с окружающими; желание ребенка вступать в контакт; предупреждает негуманное проявление эмоций.
Цель исследования: влияние сюжетно- ролевой игры детей старшего дошкольного возраста на воспитание культуры общения. Объект исследования была определена сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста.
Предметом поднятой нами проблемы послужило исследование влияния сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста на воспитание культуры общения и на формирование положительных взаимоотношений детей в игре.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения ребенка – это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать особенности себя и других людей и учитывать их в ходе общения.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Кроме этого воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.
Воспитанием культуры общения у детей воспитатель воспитывает и такие нравственные качества как вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность и также не маловажно навыки коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.
Игра – самоценная деятельность для детей дошкольного возраста, обеспечивающая ему ощущение свободы подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Игра является эффективным средством формирования личности ребенка дошкольного возраста, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Сюжетно-ролевая игра как одна из видов игр детей дошкольного возраста является одним из средств воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются речевые способности; духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
В совместной игре дети учатся культуре общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Сюжетно-ролевая игра оказывает значительное влияние на развитие культуры общения у старших дошкольников. Ребенок начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
В сюжетно-ролевой игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Сюжетно- ролевая игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.