АГРЕССИЯ АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ или ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы: 1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агресия. Инструментальная агресия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агресия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба. 1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агресия. Инструментальная агресия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агресия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба. 2. Агресия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агресия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. 2. Агресия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агресия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
По мнению этих авторов: - агресия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; - в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; - жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой.
Определение Агре́сия (лат. aggressio - нападение) мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агре́сия (лат. aggressio - нападение) мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Обобщающее определение Агресия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агресия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Понятия «агресия» и «агрессивность» Агресия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агресия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Теория фрустрации В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается, что В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается, что - Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. -Агресия всегда является результатом фрустрации. Фрустрация (от лат. «обман, расстройство, разрушение планов») – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи. Фрустрация (от лат. «обман, расстройство, разрушение планов») – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.
Агресия в подростковом возрасте Агресия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агресия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии –аутоагресия – это агресия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из-за нее в будущем возникает огромное количество психологических проблем. Агресия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агресия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии –аутоагресия – это агресия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из-за нее в будущем возникает огромное количество психологических проблем.
Критерии агрессивности подростка. Подросток: Часто теряет контроль над собой. Часто теряет контроль над собой. Часто спорит, ругается со взрослыми. Часто спорит, ругается со взрослыми. Часто отказывается выполнять правила. Часто отказывается выполнять правила. Часто специально раздражает людей. Часто специально раздражает людей. Часто винит других в своих ошибках. Часто винит других в своих ошибках. Часто сердится и отказывается сделать что- либо. Часто сердится и отказывается сделать что- либо. Часто завистлив, мстителен. Часто завистлив, мстителен. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
Формы агрессивных реакций (по А.Бассу и А.Дарки) Физическая агресия (нападение) - использование физической силы против другого лица. Физическая агресия (нападение) - использование физической силы против другого лица. Косвенная агресия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Косвенная агресия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Вербальная агресия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Вербальная агресия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Формы агрессивных реакций (по А.Бассу и А.Дарки) Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Проявление различных форм агрессивности у подростков лет (9 класс). Тест Басса - Дарки. Форма агрессии в % по возрастающей шкале. Раздра жение Косвен ная агрессия ОбидаПодозрительность Вербал ьная агрессия Негати визм Физиче ская агрессия 4759,463,464,366,7573,376,6
Примечание: Учащиеся 9-х классов обладают высоким уровнем физической агрессии, высоким уровнем негативизма и высоким уровнем вербальной агрессии. Они могут устраивать драки, ломать вещи, ругаться, оскорблять, кричать или еще каким - либо образом проявлять свой негативизм, физическую и вербальную агрессию. Выявлен высокий уровень чувства вины. Общая агрессивность и враждебность на среднем уровне. Примечание: Учащиеся 9-х классов обладают высоким уровнем физической агрессии, высоким уровнем негативизма и высоким уровнем вербальной агрессии. Они могут устраивать драки, ломать вещи, ругаться, оскорблять, кричать или еще каким - либо образом проявлять свой негативизм, физическую и вербальную агрессию. Выявлен высокий уровень чувства вины. Общая агрессивность и враждебность на среднем уровне.
Специфика агрессии в подростковом возрасте
Проявление различных форм агрессивного поведения. 14 –15 лет Форма агрессии Девочки Мальчики 1.Физическая 74,678,75 2.Косвенная 69,849 3.Раздражение Негативизм 7573,75 5.Обида 59,867 6.Подозрительность 65,763 7.Вербальная 74, Угрызения совести 6771
Анализ проявлений физической агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста
Анализ проявлений косвенной агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста
Родители - пример для агрессивности подростков. Не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители скандалисты, то более 90% вероятности того, что в будущей семье ребёнка будет также, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно, подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но впоследствии он станет жестоким агрессивным тираном. Не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители скандалисты, то более 90% вероятности того, что в будущей семье ребёнка будет также, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно, подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но впоследствии он станет жестоким агрессивным тираном.
Причины и факторы агрессивного поведения Одна из наиболее распространенных причин возникновения агрессии - жесткое подавление стремления подростка к самостоятельности со стороны взрослых. Проявления агрессивности могут быть различными, однако специалисты выделяют две основные группы: вербальную (словесную) и физическую агрессию. Одна из наиболее распространенных причин возникновения агрессии - жесткое подавление стремления подростка к самостоятельности со стороны взрослых. Проявления агрессивности могут быть различными, однако специалисты выделяют две основные группы: вербальную (словесную) и физическую агрессию.
Факторы проявления агрессивности детей 1. Переход к взрослой жизни. 2. Отношения в семье. 3. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков. 4. Влияние средств массовой информации.
Состав семьи. Неполные семьи.
Состав семьи. Полные семьи.
Графики: виды агрессии преобладающей у детей из среды…
Психологические возможности смягчения агрессивности Для того, чтобы помочь подростку, необходимо придерживаться следующих правил: Для того, чтобы помочь подростку, необходимо придерживаться следующих правил: 1. Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания окружающих; 2. Установление запрета на агрессивные действия; 3. Включение агрессивного действия в контекст «деловой игры» (где необходимо по правилам игры, проявлять это свойство).
Выводы. Выводы. Профилактика и коррекция агрессивного поведения. Д ля профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Д ля профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростками. Особое место в коррекционной работе формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.
Литература Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агресия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агресия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., Бэрон Р., Ричардсон Д. Агресия. - СПб., Бэрон Р., Ричардсон Д. Агресия. - СПб., Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология Лоренц К. Агресия (так называемое "зло"): Пер. с нем. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", Лоренц К. Агресия (так называемое "зло"): Пер. с нем. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", Х. Хекхаузен Агресия.// Мотивация и деятельность. - М., 1986, т. 1, с Х. Хекхаузен Агресия.// Мотивация и деятельность. - М., 1986, т. 1, с Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва, 1996 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва, 1996 Паренс Г. Агресия наших детей. Москва, 1997 Паренс Г. Агресия наших детей. Москва, 1997 Реан А.А. Агресия и агрессивность личности.// Психологический журнал Реан А.А. Агресия и агрессивность личности.// Психологический журнал Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М Можгинский Ю.Б. Агресия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999 Можгинский Ю.Б. Агресия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999