О результатах тематической проверки по вопросу «Управленческая деятельность администрации и педагогического коллектива ОУ по созданию комплекса условий при подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся в 2014 – 2015 учебном году» М.И. Ягодникова, главный специалист Управления образования Администрации города Екатеринбурга
Цель проверки ОУ: Выявить состояние управленческой деятельности администрации ОУ по созданию комплекса условий при подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся в 2014 – 2015 учебном году.
Основания для проведения проверки Распоряжение Управления образования 2335/46/36 от г. «О проведении тематической проверки в муниципальных общеобразовательных учреждениях» 63, 143, 183, 45, 150, 152, 85, 14, 97, 81, 95, 84, 87.
В части учебного плана: в пояснительной записке к учебному плану зафиксировано несоблюдение нормативно – правовых документов в ОУ 183, 97, 81, 95, 84, 87; не определены формы промежуточной аттестации в соответствии с ФЗ – 273 (ст. 58, п.1) во всех ОУ; отсутствует обоснование учебных предметов регионального (национально – регионального) компонента и компонента образовательного учреждения в ОУ 183, 95; не прослеживается реализация регионального (национально – регионального) компонента основного общего и среднего общего образования в ОУ 183, 84, 87; сетка часов не соответствует структуре ФК ГОС и ФГОС, используется сетка часов профильных классов при их отсутствии в ОУ 183, 84, 87;
допускается уменьшение количества часов на русский язык на всех ступенях образования в ОУ 84; в учебном плане на уровне основного общего образования в региональном компоненте реализуется элективный курс «Родной язык и литература» в ОУ 81; в гимназии 45 сетка часов социально – гуманитарного профиля не соответствует набору предметов профильного уровня (отсутствует предмет «Экономика»). В части учебного плана:
Протоколы педсоветов, совещаний при директоре, заместителе директора, протоколы ШМО, родительских собраний: недостаточно представлена система работы школы по подготовке к государственной итоговой аттестации в ОУ в ОУ 183, 152, 84, 87; слабо отражена управленческая деятельность заместителей руководителей, не прописываются принятые управленческие решения в ОУ 183, 152, 81, 95, 84, 87; в протоколах заседаний ШМО по предметам отсутствует анализ и выявленные проблемы 2013/ 2014 учебного года, не рассматриваются вопросы методического характера в ОУ 14, 81, 84, 85, 95, 97, 152, 183;
Планы комплексных мероприятий по совершенствованию условий для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации: носят формальный характер, не в полной мере учитывают перечень контрольно – диагностических испытаний регионального и муниципального уровней в ОУ 81, 84, 85, 152, 183;
Программы управленческой деятельности руководителей содержание представленных программ не учитывает изменений в порядке проведения государственной итоговой аттестации в 2014/2015 учебном году в ОУ 81, 85, 152; программы управленческой деятельности формализованы в ОУ 84, 152, 183; составлены без учета выявленных проблем 2013/2014 учебного года в ОУ 81, 84;
Анализ результатов внешнего мониторинга, ЕГЭ И ОГЭ 2013 – 2014 учебного года: представлен статистическими материалами, отсутствует интерпретация статистических показателей и управленческих решений. Рекомендации и выводы администрации не коррелируют с представленными результатами (во всех ОУ). в наличии во всех проверенных школах, однако, содержание документа в основном носит статистический характер, отсутствует связь между выявленными проблемами, управленческими решениями и задачами;
Документация по посещенным урокам администрацией ОУ : представлена в виде листов оценивания; В листах оценивания по посещенным урокам администрацией школы не прописаны выводы и рекомендации для учителя (во всех ОУ). анализ урока проводится формально, цель посещения не соответствует выводам по итогам урока (63, 143, 183, 152, 85, 14, 97, 81, 95, 84, 87). в 13 проверенных общеобразовательных учреждениях за прошедший учебный период в выпускных классах посещено – 87 уроков (не посещались уроки на момент проверки в ОУ 14, 63; посещено по 3 урока в ОУ 81, 97, 143, 183);
Выполнение учебных программ по предметам: выполнение учебных программ представлены в отчетах педагогов – предметников; в рабочих программах по русскому языку и литературе в выпускных классах запланировано недостаточное количество сочинений (изложений) (ОУ 14); по предмету обществознание запланировано недостаточное количество практических работ (ОУ 14, 45, 84, 87, 95, 183); по химии, физике биологии, географии не прописаны практические работы и лабораторные опыты (демонстрации) в ОУ 14, 45, 84, 95, 183; в рабочих программах педагогов отсутствуют единый подход в оформлении в ОУ 84;
Информационное обеспечение государственной (итоговой) аттестации : представлено не системно и не в полном объеме на стендах и сайтах в ОУ 14, 81, 84, 143, 152, 183; зафиксированы факты нарушений информационной безопасности в ОУ 81, 152.
Классные журналы выпускных классов: В ОУ 183 журнал 9 класса на момент проверки не заполнен; В ОУ 152 в классных журналах выпускных классов не заполнены «Показатели физической подготовленности учащихся»; В ОУ 14 по математике не прослеживается индивидуальная работа с неуспевающими; В ОУ 84,87 не определено время на выполнение домашних заданий; Факты исправления отметок имеются, все заверены подписью и печатью руководителя в ОУ 84, 85, 95; в ОУ 63 недостаточная накопляемость отметок по истории и обществознанию в 11 классах;
Рекомендации по итогам тематической проверки: Администрации ОУ: Привести пояснительную записку к учебному плану и сетку часов в соответствии с действующими нормативно – правовыми документами. Оформить протоколы совещаний, информационных собраний с обучающимися и их родителями (законными представителями). Привести в соответствие с нормативными документами всех уровней управленческие документы, регламентирующие подготовку и проведение государственной итоговой аттестации в 2014/2015 учебном году. Усилить контроль за содержанием рабочих программ по учебным предметам
Рекомендации по итогам тематической проверки Обеспечить контроль за деятельностью педагогов по заполнению классных журналов, за системой работы учителя по оцениванию знаний обучающихся на уроке и работы педагогов со слабоуспевающими учащимися. Усилить аналитическую деятельность руководителей в части посещенных уроков, результатов мероприятий внешнего мониторинга (ДКР, РТ, ГКР, ЕГЭ, ОГЭ). Систематизировать и регулярно обновлять информацию на стендах и сайтах школ в соответствии с нормативными документами. Обеспечить условия информационной безопасности при работе со служебным разделом сайта по организации ЕГЭ и при выходе в Региональную информационную систему. В локальный акт ОУ внести изменения о промежуточной аттестации (ИС/И «зачет/не зачет»).
Нарушения, выявленные в ходе выходов на ДКР: В ОУ 2, 26, 36, 71, 171, 224 отсутствовал план мероприятий по подготовке к ГИА с учетом рекомендаций Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Приказ 626 – И от г.) и распоряжения Управления образования (Распоряжение 2313/46/36 от г.); недостаточная информированность обучающихся и родителей о проведении ДКР (сроках, порядке); отсутствует информация о ДКР на сайтах ОУ, на стендах представлена информация о подготовке к ГИА не в полном объеме в ОУ 10, 11, 40, 53, 71, 74, 75, 84, 93, 171; не представлены протоколы родительских собраний, информационных собраний с обучающимися, в протоколах совещаний при директоре и заместителях директоров отсутствует информация о проведении ДКР в ОУ 40, 74, 75, 171 ;
Нарушения, выявленные в ходе выходов на ДКР содержание приказов, регламентирующих проведения ДКР, не учитывает всех требований к данной процедуре в ОУ 40, 84, 85, 171; зафиксированы факты нарушения информационной безопасности при работе с региональной информационной системой и при тиражировании контрольно – измерительных материалов в ОУ 75, 81, 125, 152, 171; отсутствовали инструкции для организаторов ДКР в ОУ 61, 106; проведена недостаточная работа с обучающимися по правилам заполнения бланков, по разъяснению о запрете иметь при себе средства связи, посторонние предметы в ОУ 40, 74, 106, 171; организаторами в аудиториях были назначены педагоги – предметники, ведущие предмет ДКР в ОУ 93;
Нарушения, выявленные в ходе апробации и проведения ИС/И В приказах руководителей ОУ «О проведении итогового сочинения (изложения)» в ОУ 8, 11, 29, 41, 61, 70, 75, ЦО Ленинского района; Не поручено школьным методическим объединениям проанализировать результаты итогового сочинения и представить анализ всем участникам образовательного процесса в ОУ 70, ЦО Ленинского района. План мероприятий по подготовке к ГИА до сих пор находится в стадии разработки в ОУ 26, 36, ЦО Ленинского района. На стендах и сайтах школ представлена информация о подготовке к сочинению не в полном объеме в ОУ 26, 75, 157, ЦО Ленинского района. Представлены только листы ознакомления с порядком проведения сочинения без содержания информации в протоколах совещаний ОУ 30.
Нарушения, выявленные в ходе апробации и проведения ИС/И Протоколы родительских собраний, информационных собраний обучающихся содержали не полную информацию о проведении итогового сочинения (обучающиеся не ознакомлены под роспись с критериями оценивания) ОУ 30, 75, 146. В двух учреждениях в (в ОУ 41, 175) на момент подготовки к итоговому сочинения отсутствовали на рабочем месте руководители школ. На инструктаже перед проведением сочинения присутствовали только организаторы в аудиториях (отсутствовали дежурные на этажах) ОУ 41. В аудитории перед проведением инструктажа для учащихся организаторы в аудиториях не проверили наличие гелевых ручек с черными чернилами в ОУ 41. Отсутствовал четкий инструктаж для обучающихся по заполнению бланков регистрации в ОУ 41, 75.
Нарушения, выявленные в ходе апробации и проведения ИС/И При сканировании бланков сочинений на процедуре апробации только 30% материалов могли быть загружены в Федеральную информационную систему, остальные не могут из- за допущенных ошибок технических специалистов в школах. Несоблюдение технических требований к процедуре сканирования, изложенной в последней версии инструкции ЦОИ привели к ошибкам (неверно распечатывали материалы, нарушена ориентация бланков «вверх/вниз», имелись не читаемые сканы, которые невозможно было обработать). Архивы с материалами сформированы с ошибками. Несвоевременное посещение файлового сервера, именно в день проведения процедур (сочинения и ДКР), привело к многочисленным ошибкам со стороны технических специалистов образовательных учреждений.