Фразеология Из опыта работы Учителя начальных классов МБОУСОШ 13 имени А.Д.Знаменского Болкисевой Анны Алексеевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Advertisements

ФразеологизмыФразеологизмы Программа «Начальная школа 21 век». Русский язык. 4 класс.
Путешествие в страну Лексикологию. Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Фразеологизмы.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Эти загадочные фразеологизмы… Проект 1«А»класса ГБОУ Прогимназии 1801 ЮЗАО Учитель: Руденко С.А – 2012 учебный год.
«Новая» фразеология в публицистике» Презентация для урока русского языка или урока МДО /междисциплинарного обучения/ учителя МОУ лицея «Созвездие» №131 Муравской Г.А.
ФРАЗЕОЛОГИЯ Какое устойчивое выражение изобразила Бельтюкова Влада?
Цели: 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 3 Уметь употреблять.
Фразеологизмы в загадках и ответах.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Фразеологизмы Курсовая работа учителя русского языка и литературы Коновой Г.Н.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Ни пуха, ни пера! Рано утром Мама- квочка В класс отправила сыночка. Говорила: Не дерись! Не дерись! Не дразнись! Не петушись! Поспеши,
Учитель русского языка и литературы МСКОУ «Бардымская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида» Образование –высшее Стаж работы - 21 год Категория.
Методический материал к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы». Урок составила: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной.
Русский Язык Выполнил студент группы 29 Веретин Олег.
Выполнила: Семенушкина Евгения Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 г. Тюмени.
Урок русского языка в 5 «Б» классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой Суханова Вера Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 ГО.
Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г. Краснодара Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г.
Русская пословица. Задачи: 1) Собрать и изучить информацию по теме проекта 2) Выяснить, знают ли мои товарищи о фразеологии 3) Подобрать занимательный.
Тема урока: «Фразеологизмы в языке, тексте, речи».
Транксрипт:

Фразеология Из опыта работы Учителя начальных классов МБОУСОШ 13 имени А.Д.Знаменского Болкисевой Анны Алексеевны

Фразеология- раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка. Фразеологизм- устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его компонентов.

Разряды устойчивых единиц Фразеологические сращения Фразеологические единства Фразеологические сочетания Фразеологические выражения

Фразеологические сращения- лексически неделимые словосочетания, значения которых не определяется значением входящих в них отдельных слов. Пример: не видно не зги бить баклуши бить баклуши собаку съел собаку съел спустя рукава спустя рукава

Фразеологические единства- лексически неделимые обороты, значение которых зависит от переносного значения слов, составляющих данный оборот. Пример: висеть на волоске мелко плавать мелко плавать держать камень за пазухой держать камень за пазухой

Фразеологические сочетания- устойчивые обороты, общее значение которых полностью зависит от значения составляющих слов. Пример: скалить зубы потупить взгляд потупить взгляд щекотливое положение щекотливое положение

Фразеологические выражения- законченные единицы общения. Это поговорки, пословицы, изречения, крылатые выражения. Пример: Свежо предание, да верится с трудом. Нет дыма без огня. Нет дыма без огня.

Использование фразеологизмов в творчестве писателей и поэтов. Книги переворошив, Намотай себе на ус- Все работы хороши. Выбирай на вкус! (В.Маяковский) (В.Маяковский)

У меня, как в мастерской, Все, что нужно, под рукой; Плоскогубцы, и пила, И топор, и два сверла. (С.Маршак) (С.Маршак) Жил- был гусак- большой чудак; Он задирался просто так. Но вдруг гусак попал впросак- Гусак нарвался на собак. (С. Баруздин) (С. Баруздин)

Основные направления работы над фразеологическими единицами в начальной школе 1. Повседневная работа учителя над объяснением фразеологизмов 2. Использование фразеологизмов в качестве дидактического материала на уроках русского языка 3. Ведение личных словариков учащихся 4. Использование фразеологии на внеклассных занятиях

Типы упражнений Работа над выяснением значений фразеологизмов Подбор к данным фразеологизмам синонимов или антонимов Подбор к отдельным словам устойчивых сочетаний Работа над пословицами, поговорками, загадками Применение игр на занятиях

Загадки- складки Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь, О них обычно говорят: водой... Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо. Ведь этим ты другу Окажешь...

Загадки- шутки Не цветы, а вянут; Не ладоши, а ими хлопают; Не бельё, а их развешивают Чрезмерно доверчивые, любопытные. (Уши) (Уши) Его вешают, приходя в уныние; Его задирают, зазнаваясь; Его всюду суют, вмешиваясь Не в свое дело. (Нос) (Нос)

Отгадай выражение …ми нитками шито. Мастер на все... Сказка про...ого бычка. Тише...ы ниже травы. Решетом...у носят.

Шуточные вопросы 1. Есть ли у Земли лицо? (Во фразеологизме «Стереть с лица земли») 2. Может ли вопрос заболеть? (В фразеологизме «Больной вопрос»)

Типичные ошибки Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: Они такие враги, что их водой не разольешь Замена слов в составе фразеологизма Мелкий человек вместо мелкая сошка, мелкая душонка Неоправданное совмещение двух фразеологизмов Играть значение (из «играть роль» и «иметь значение»)

Употребление фразеологизма в несвойственном ему стиле (разговорные фразеологизмы в деловых бумагах: в заявлениях, характеристиках) Искажение фразеологизма, как следствие непонимания его значения Бережет как синица око ( правильно «Бережет как зеницу ока») Перестройка фразеологизма Он умеет брать быков за рога Введение дополнительного компонента Пора тебе взяться за свой ум

Пропуск компонента фразеологизма Ему было в пору биться об стенку (Биться головой об стенку) Замена компонента Он сказал, что знает, кто в него бросает камешки( Бросать камни в чужой огород) Нарушение порядка слов Он был готов доставать с морского дна все, что она попросит (Достать со дна морского)

Уж что-что, а это-то выражение вам знакомо... И откуда оно только свалилось на вашу несчастную голову! Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, прав или виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Всыпать по первое число Cурово наказать, отругать кого- либо

Зарубить на носу. Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.

Подложить свинью. Устроить втихомолку кому- либо неприятность, гадость. В мусульманском мире свинья считается нечистым животным и Коран запрещает есть ее мясо. Угостить мусульманина обманным путем свиным блюдом означает нанести ему жестокое оскорбление. Таким образом, выражение «подложить свинью» стало синонимом намеренных плохих действий по отношению к кому- либо.