Фразеология Из опыта работы Учителя начальных классов МБОУСОШ 13 имени А.Д.Знаменского Болкисевой Анны Алексеевны
Фразеология- раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка. Фразеологизм- устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его компонентов.
Разряды устойчивых единиц Фразеологические сращения Фразеологические единства Фразеологические сочетания Фразеологические выражения
Фразеологические сращения- лексически неделимые словосочетания, значения которых не определяется значением входящих в них отдельных слов. Пример: не видно не зги бить баклуши бить баклуши собаку съел собаку съел спустя рукава спустя рукава
Фразеологические единства- лексически неделимые обороты, значение которых зависит от переносного значения слов, составляющих данный оборот. Пример: висеть на волоске мелко плавать мелко плавать держать камень за пазухой держать камень за пазухой
Фразеологические сочетания- устойчивые обороты, общее значение которых полностью зависит от значения составляющих слов. Пример: скалить зубы потупить взгляд потупить взгляд щекотливое положение щекотливое положение
Фразеологические выражения- законченные единицы общения. Это поговорки, пословицы, изречения, крылатые выражения. Пример: Свежо предание, да верится с трудом. Нет дыма без огня. Нет дыма без огня.
Использование фразеологизмов в творчестве писателей и поэтов. Книги переворошив, Намотай себе на ус- Все работы хороши. Выбирай на вкус! (В.Маяковский) (В.Маяковский)
У меня, как в мастерской, Все, что нужно, под рукой; Плоскогубцы, и пила, И топор, и два сверла. (С.Маршак) (С.Маршак) Жил- был гусак- большой чудак; Он задирался просто так. Но вдруг гусак попал впросак- Гусак нарвался на собак. (С. Баруздин) (С. Баруздин)
Основные направления работы над фразеологическими единицами в начальной школе 1. Повседневная работа учителя над объяснением фразеологизмов 2. Использование фразеологизмов в качестве дидактического материала на уроках русского языка 3. Ведение личных словариков учащихся 4. Использование фразеологии на внеклассных занятиях
Типы упражнений Работа над выяснением значений фразеологизмов Подбор к данным фразеологизмам синонимов или антонимов Подбор к отдельным словам устойчивых сочетаний Работа над пословицами, поговорками, загадками Применение игр на занятиях
Загадки- складки Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь, О них обычно говорят: водой... Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо. Ведь этим ты другу Окажешь...
Загадки- шутки Не цветы, а вянут; Не ладоши, а ими хлопают; Не бельё, а их развешивают Чрезмерно доверчивые, любопытные. (Уши) (Уши) Его вешают, приходя в уныние; Его задирают, зазнаваясь; Его всюду суют, вмешиваясь Не в свое дело. (Нос) (Нос)
Отгадай выражение …ми нитками шито. Мастер на все... Сказка про...ого бычка. Тише...ы ниже травы. Решетом...у носят.
Шуточные вопросы 1. Есть ли у Земли лицо? (Во фразеологизме «Стереть с лица земли») 2. Может ли вопрос заболеть? (В фразеологизме «Больной вопрос»)
Типичные ошибки Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: Они такие враги, что их водой не разольешь Замена слов в составе фразеологизма Мелкий человек вместо мелкая сошка, мелкая душонка Неоправданное совмещение двух фразеологизмов Играть значение (из «играть роль» и «иметь значение»)
Употребление фразеологизма в несвойственном ему стиле (разговорные фразеологизмы в деловых бумагах: в заявлениях, характеристиках) Искажение фразеологизма, как следствие непонимания его значения Бережет как синица око ( правильно «Бережет как зеницу ока») Перестройка фразеологизма Он умеет брать быков за рога Введение дополнительного компонента Пора тебе взяться за свой ум
Пропуск компонента фразеологизма Ему было в пору биться об стенку (Биться головой об стенку) Замена компонента Он сказал, что знает, кто в него бросает камешки( Бросать камни в чужой огород) Нарушение порядка слов Он был готов доставать с морского дна все, что она попросит (Достать со дна морского)
Уж что-что, а это-то выражение вам знакомо... И откуда оно только свалилось на вашу несчастную голову! Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, прав или виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Всыпать по первое число Cурово наказать, отругать кого- либо
Зарубить на носу. Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.
Подложить свинью. Устроить втихомолку кому- либо неприятность, гадость. В мусульманском мире свинья считается нечистым животным и Коран запрещает есть ее мясо. Угостить мусульманина обманным путем свиным блюдом означает нанести ему жестокое оскорбление. Таким образом, выражение «подложить свинью» стало синонимом намеренных плохих действий по отношению к кому- либо.