80 лет арктической экспедиции на корабле «Челюскин» под руководством Отто Юльевича Шмидта. ( г) Презентация к уроку географии.
Центр АРТ- образования.
Пароход был изготовлен на верфи в Дании и первоначально предполагалось что он будет плавать между Владивостоком и Леной, поэтому изначально пароход назывался «Лена».
Газета «ИЗВЕСТИЯ»
Но пароходу суждено было стать экспериментальным судном, первое серьезное плавание которого было организовано для определения пригодности Северного морского пути для транспортных кораблей, а не только ледоколов. Корабль был переименован в честь мореплавателя и исследователя С.И. Челюскина.
С одной стороны, перед «Челюскиным» поставили задачу максимально быстро пройти маршрут. А с другой – загрузили материалами и строителями для острова Врангеля, что требовало для выгрузки не менее недели. В состав экипажа включили группу ученых, которым требовалось проводить 8-часовые стоянки.
Челюскин отправился в путешествие из Мурманска во Владивосток в августе 1933 г. На борту находилось 112 человек. До Карского моря плавание проходило успешно, даже первые льдины, нанесшие урон судну не помешали Челюскину продолжить плавание. До Восточно-сибирского моря судно шло с незначительной течью. Но при подходе к Чукотскому морю, Челюскин получил серьезные повреждения по обоим бортам, а течь усилилась.
Карские море, куда вскоре пришел «Челюскин», сразу выявило его слабые места. Согнутый стрингер, сломанный шпангоут, срезанные заклепки и течь красноречиво свидетельствовали, что пароход не выдержал первого ледового экзамена. Пришлось освободить носовой угольный трюм, чтобы приподнять слабые участки корпуса над льдом. Пройдя проливом Вилькицкого, «Челюскин» вошел в море Лаптевых.
Из воспоминаний О.Ю.Шмидта в 1960 году: «Крепкий металл корпуса сдал не сразу. Было видно, как льдина вдавливается в борт, а над ней листы обшивки пучатся, выгибаясь наружу. Лед продолжал медленное, но неотразимое наступление. Вспученные железные листы обшивки корпуса разорвались по шву! С треском летели заклепки… В одно мгновение левый борт парохода был разорван у носового трюма. Этот пролом, несомненно, выводил пароход из строя. Его жизнь измерялась часами».
Отто Юльевич Шмидт Полученные вмятины не позволяли пробиваться сквозь лед, и корабль был окружен дрейфующими льдинами, которые сковали судно. Челюскин дрейфовал 4 месяца. Удачное стечение обстоятельств позволило дрейфующему пароходу достигнуть Беренгова пролива. Уже показалась чистая вода, но в проливе движение льда резко изменилось, и судно стало сносить на северо-запад
13 февраля 1934 года Челюскин не справился с сильным сжатием льда, корпус лопнул и пароход затонул в течение 2 часов. Команда судна была уже готова к такому повороту событий и заранее подготовила все необходимое для высадки на льдину. И на льду в открытом море осталось 104 человека. Среди них были 10 женщин и 2 ребенка, один из которых родился на судне – девочка Карина, дочь геодезиста Васильева.
«Челюскин» затонул в точке с координатами 68 гр. с.ш. и 173 гр. з.д. При этом погиб завхоз Могилевич, придавленный бочками. За два часа, пока длилась агония судна, удалось выгрузить палатки, двухмесячный запас продовольствия и горючее. На месте гибели всплыла значительная часть строительных материалов, которая была размещена на палубе и была предназначена для о.Врангеля.
То, как команда парохода справились со сложившейся ситуацией, вызывает исключительно гордость на советских людей. На льду был построен барак для женщин и детей, а также пекарня. Для всех полярников выпускалась газета "Не сдаемся!". Почти 2 месяца люди боролись с полярной зимой. Они понимали, что спасти их могут только с самолетов. Для посадки полярники постоянно строили взлетную полосу, которую постоянно заносило снегом, которая трескалась.
В поиске людей участвовали 10 самолетов, 3 парохода и ледокол "Красин". Но эвакуацию людей смогли начать лишь только в апреле, когда погодные условия позволили летчикам приземлится на дрейфующую льдину. Всех пассажиров Челюскина спасли летчики: командир отряда Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Иван Доронин, Михаил Водопьянов.
1. Николай Каманин. 2. Маврикий Слепнёв. 3. Иван Доронин. 4. Василий Молоков. 5. Михаил Громов. 6. Михаил Водопьянов. 7. Сигизмунд Леваневский. 8. Антон Ляпидевский.
Первое приземление на льдину совершил Анатолий Ляпидевский – 5 марта. Он вывез со льда всех женщин и детей. Однако повторное возвращение было осуществлено только 7 апреля. За неделю с льдины были эвакуированы все пострадавшие.
В поиске людей участвовали 10 самолетов, 3 парохода и ледокол "Красин". Но эвакуацию людей смогли начать лишь только в апреле, когда погодные условия позволили летчикам приземлится на дрейфующую льдину. Всех пассажиров Челюскина спасли летчики: командир отряда Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Иван Доронин, Михаил Водопьянов.
Всего самолетами «летчиков- спасателей» было выполнено в «лагерь Шмидта» 25 рейсов и вывезено 102 человека: Ляпидевский – 1 рейс – 12 чел.; Слепнев – 1 рейс – 6 чел.; Доронин – 1 рейс – 2 чел.; Водопьянов – 3 рейса – 10 чел.; Каманин – 9 рейсов – 33 чел.; Молоков – 10 рейсов – 39 чел.
Из Ванкарема часть спасенных «челюскинцев» ушла пешком и на собачьих упряжках в Уэлен, остальных перевезли туда самолетами. Здесь участников экспедиции настигла радостная весть. Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года было учреждено звание «Героя Советского Союза».
Первыми кавалерами этой высшей награды стали летчики: Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов и Доронин. Бортмеханики были награждены орденами Ленина, а участники «дрейфа Челюскина» - орденами Красной Звезды. С Чукотки челюскинцы и летчики на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» направились во Владивосток, а оттуда поездом в Москву, где их ждала невиданная до той поры торжественная встреча.
Так завершилась героическая эпопея, еще раз доказавшая всему миру, что смелость и самоотверженность людей, объединенных великой идеей, преодолевают любые препятствия !
1. «Поход Челюскина». Москва. Издание редакции «Правда». Под редакцией О.Ю. Шмидта., И. Л. Баевского., Л.З. Мехлиса.1934 год. 2. « Как мы спасали Челюскинцев ».Москва. Издательство редакции «Правда». Под редакцией О.Ю. Шмидта., И.Л. Баевского., Л.З. Мехлиса г. Статья : О. Ю. Шмидт «Итоги экспедиции Челюскин».