« Приемы мотивации, примеры пробных действий для актуализации, фиксации затруднений и формулировки учебной проблемы на уроках русского Хасанова С.П., Кунгур, МБОУ «СОШ 12
Приемы создания проблемной (учебной) ситуации практическое задание на новый материал; противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание (задание на известный и неизвестный материал); интригующая информация (приемы «яркое пятно» или «актуальность») – песня, стихотворение…
Тема: « Буквы -Ч и -Щ в суффиксах существительных - ЧИК (- ЩИК)» Цели: Предметные: выделение условий выбора орфограммы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК (- ЩИК); формирование умений отличать суффиксы; грамотно писать слова на данную орфограмму Метапредметные: совершенствование умения видеть проблему; выдвигать предположения, делать выводы; умение работать в паре
I. Мотивация.Существительные со значением лица по роду занятий
Существительные со значением лица по роду занятий
Произнесите эти слова: груз…ик, лет…ик, переписьь…ик, переплет…ик, свар…ик, рез…ик, фонарьь…ик, пиль…ик,, объезд…ик, перебеж…ик, свар…ик, бакен…ик.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии - Какие суффиксы существительных знаете? (-ек, -ик, оньк, -еньк). Есть суффиксы –ЧИК, - ЩИК - Можем вставить пропущенные буквы –Ч, -Щ в данных словах? груз…ик, лет…ик, переписьь…ик, переплет…ик, свар…ик, рез…ик, фонарьь…ик, пиль…ик,,лет…ик, объезд…ик, свар…ик, перебеж…ик, бакен…ик ?
* Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксах –ЧИК (- ЩИК)? * Затруднение Формулируем проблему: при каких условиях пишутся буквы –Ч, -Щ в суффиксах –ЧИК, -ЩИК
III.Выход из затруднения и его реализация * Рассмотрим слова. После какой буквы пишется –Ч, -Щ? Грузчик, летчик, переписььчик, переплетчик, сварщик, резчик, фонарььщик, пильщик, объездчик, перебежчик, сварщик, бакенщик Результаты наблюдения обучающихся: *После д-т, з-с, ж пишем - ЧИК *В остальных случаях – ЩИК *после ЛЬ - ЩИК * Соотнесем новое знание с правилом учебника, стр.153, параграф 52. Образец рассуждения.
Тема: « Слова с приставками – ПРЕ, -ПРИ» Цели: Предметные: формирование умения определять приставки –ПРЕ, - ПРИ в словах, близких по звучанию, но разных по написанию; научить различать слова по значению с данными приставками Метапредметные: совершенствование умения видеть проблему; научить размышлять, сравнивать; работать в паре
I. Мотивация. Задание на известный материал. Слова с приставками Значения приставок 1. пр…клеить лист пр…вокзальная станция пр…открыть дверь 3 4. пр…прятать сокровище 4 5. пр…думать образ 5
Задание на неизвестный материал И? Е?? И? Е? 1. Пр…дать- (сделать каким- нибудь по виду) 1. Пр…дать – (совершить предательство) 2. Пр…творить – (неплотно закрыть) 2. Пр…творить – (воплотить в каком-нибудь состоянии) 3. Пр…бывать - (приехать) 3. Пр…бывать - (находиться в каком-нибудь состоянии) 4. Пр…ступить - (начать) 4. Пр…ступить – (самовольно нарушить) 5. Пр…ходящий (являющийся куда-нибудь для исполнения обязанностей) 5. Пр…ходящий - (временный, недолговечный)
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения Повторим… Когда пишем приставки –ПРИ, -ПРЕ в словах? Расскажите…
Приставки –ПРИ, -ПРЕ Слова с приставками Значения приставок 1. приклеить лист 1. присоединение 2. привокзальная станция 2. пространственная близость 3. приоткрыть дверь 3 неполное действие 4. припрятать сокровище 4 действие в своих интересах 5. придумать образ 5 доведение действия до конца
Задание на неизвестный материал И? Е?? И? Е? 1. Пр…дать- (сделать каким- нибудь по виду) 1. Пр…дать – (совершить предательство) 2. Пр…творить – (неплотно закрыть) 2. Пр…творить – (воплотить в каком-нибудь состоянии) 3. Пр…бывать - (приехать) 3. Пр…бывать - (находиться в каком-нибудь состоянии) 4. Пр…ступить - (начать) 4. Пр…ступить – (самовольно нарушить) 5. Пр…ходящий (являющийся куда-нибудь для исполнения обязанностей) 5. Пр…ходящий - (временный, недолговечный)
Какие буквы пишем в словах? Можете определить значения приставок (присоединение, приближение…)? По звучанию слова близки? По значению разные? Затруднение. Фиксируем вопрос: как различить слова, если не можем определить значения (приближение, присоединение…)
Цель урока: различие слов с приставками –ПРИ, -ПРЕ; слова, близкие по звучанию, но разные по написанию
III. Выход из затруднения и его реализация Запишем слова в 2 столбика. Сравним, обсудим. От чего зависит написание приставок – При, -Пре (от значения словосочетания)
Различай слова: И Е 1. Придать- (сделать каким- нибудь по виду) 1. Предать – (совершить предательство) 2. Притворить – (неплотно закрыть) 2. Претворить – (воплотить в каком-нибудь состоянии) 3. Прибывать - (приехать) 3. Пребывать - (находиться в каком-нибудь состоянии) 4. Приступить - (начать) 4. Преступить – (самовольно нарушить) 5. Приходящий (являющийся куда-нибудь для исполнения обязанностей) 5. Преходящий - (временный, недолговечный)
Различайте слова, близкие по звучанию, но разные по написанию Пр…зреть (сироту), пр…зирать (трусов), пр…вратник (сторож),пр…данное (невесты), пр…париться (браниться), пр…дел (граница), пр…дел (боковая часть храма), пр…пирать (дверь палкой), пр…ходящая (няня), днепр…ложный (закон)
Различайте слова, близкие по звучанию, но разные по написанию Призреть (сироту), презирать (трусов), привратник (сторож),приданное (невесты), препариться (браниться), предел (граница), придел (боковая часть храма), припирать (дверь палкой), приходящая (няня), днепреложный (закон)
Тема «Существительные на- МЯ Цели: Предметные: формирование представления о разносклоняемых существительных, об их особенностях. Метапредметные: формирование умения ставить цель; наблюдать, анализировать; делать выводы; работать в паре
I.Мотивация. Веселая песня (слова А.Хайта) В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило – было лохматое племя Первобытных людей – дикарей. Они не знали, для чего корове вымя, Как написать свою фамилию и имя. Зачем на лошадь надевать седло и стремя. Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя, Что кислород всегда поддерживает пламя. Над тем, как в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали темя.
Запишите существительные в алфавитном порядке. Что общего? Какая особенность? (Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.) Предположите, какова тема урока? - Существительные на -МЯ
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения Какие склонения вы знаете? Определите склонения у существительных: тропинка, дерево, рожь, стол. (Тропинка –сущ., окончание –а; жен.род, 1 скл.)
Определите склонение (1,2, 3 склонение) у существительных (бремя, время, бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и слово путь). Сможем по окончанию и роду быстро определить склонение? Нет. Затруднение !!!
III.Выход из затруднения и его реализация Просклонять существительные: семя, время, путь Наблюдение В чем особенность данных существительных? Какие окончания у данных существительных? Какие суффиксы? Сделать вывод, какого склонения данные сущ. (разносклоняемые)
Единственное число И.семя время путь Р.семени времени пути Д.семени времени пути В.семя время путь Т.семенем временем путём П.(о) семени (о) времени (о) пути
Множественное число И.семена времена пути Р.семян времин путей Д.семенам временам путям В.семена времена пути Т.семенами временами путями П.(о) семенах (о) временах (о) путях
Вывод в безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква е. На знамени (знамя, на - мя). Сколько времени? Нет времени. существительные на -мя и слово путь в Р. Д. и П. падежах ед. ч. имеют окончание -и, как существительные III склонения, а в Т. падеже – -ем (-ём), как существительные II склонения. Особенностью этой группы существительных является наличие перед окончанием во всех падежах, кроме И. и В. падежей ед. ч., суффикса -ен (-ин), а в формах семян, стремян – суффикса -ян. - Разносклоняемые существительные.
Приемы создания (проблемной) учебной ситуации позволяют организовать деятельность на уроке, дают возможность обучающимся самостоятельно открывать новые знания посредством наблюдения, сравнения; размышлять и находить решения.