Сущность и состав индивидуальной образовательной программы Лебединцев Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук Красноярский ИПК работников образования
Индивидуальный учебный план совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для изучения конкретным учащимся из учебного плана образовательного учреждения
Образовательные маршруты допустимые (потенциально возможные) последовательности освоения компонентов содержания образования (безотносительны к личным смыслам и задачам обучающихся) Инд. образовательный маршрут определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика
Инд. образовательная траектория свершившийся факт, конкретный результат и личный смысл освоения содержания образования Индивидуальная образовательная траектория не является уделом избранных учащихся. Она есть у каждого ученика, но только своя. У одних пройденный путь является более им осмысленным, а у других – менее. Если понятие ИОТ – «про прошлое», то ИОП –«про будущее».
Индивидуальная образовательная программа Представления обучающегося: о целях, тематике, ожидаемых результатах предстоящей образовательной деятельности (учении, обучении, самовоспитании…), необходимых для её достижения этапах, способах, формах, средствах
Образовательные процессы носят коллективных характер (Ю.В. Громыко, М.А. Мкртчян, В.И. Слободчиков, П.Г. Щедровицкий). Следовательно, формирование и реализация учащимся своей индивидуальной программы носит коллективный характер
Индивидуальная образовательная программа Представления обучающегося о предстоящей образовательной деятельности (учении, обучении, самовоспитании…): о её содержании, результатах, средствах, времени, месте и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимися и другими субъектами (со-бытийная сторона)
Создание индивидуальных образовательных программ предполагает специальную совместную деятельность педагогов и учащихся, и желательно, родителей. Доля участия сторон может быть разной в зависимости от готовности обучающегося к данному виду деятельности и наличия у него соответствующих навыков.
Производственная программа педагога Индивидуальные образовательные программы – это не то же самое, что и программа деятельности учителя в отношении отдельных учеников Её предназначение – организация деятельности учеников по реализации их программ
Производственная программа педагога – это программные представления о его педагогической деятельности в отношении отдельных учеников или групп учащихся
Разработка ИОП может осуществляться относительно: учебных занятий, клубной (досуговой) деятельности – «внеурочных занятий» в образовательном учреждении, образования вне стен образовательного учреждения, «общения» (разные ситуаций общения) …
Индивидуальные образовательные программы заменяют общую программу для всего коллектива?
Принципиальные особенности нашего подхода: 1. ИОП складывается не только из вариативного и личностного компонентов курса, она формируется главным образом на содержании инварианта, 2. ИОП составляется, корректируется, конкретизируется обучающимися за счёт комплекса процедур совместной деятельности участников учебно- воспитательного процесса
Принципиальные особенности нашего подхода: ИОП можно сравнить со слоёным пирогом, каждый слой которого отражает разные перспективы: долгосрочная (стратегическая) … краткосрочная (оперативная) Принцип программной организации деятельности: чем больший период охватывает программа, тем меньше степень её конкретизации
Индивидуальная образовательная программа … (Ф.И.) Цель: Темы деятельности Задачи предметные и надпредметные Способ деятельности Требуемое время или сроки Планируем ый результат Кто оценивает результат План работы … (Ф.И.) на ___ _________ 201_ г. ВремяС кем работает КакТема
Новые компоненты содержания общего образования Рефлексивные, проектировочные, коммуникативные, управленческие умения Умения действовать в разнообразии изменяющихся ситуаций, проявлять в них инициативу и самостоятельность, ответственно выбирать стратегию поведения …
Базовые методологические схемы формирования ИОП Схема целеполагания Схема деятельностного образования Принципы программной организации деятельности