Принципиальные особенности системы обучения по индивидуальным образовательным маршрутам и программам Лебединцев Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук Красноярский ИПК работников образования
Ключевая закономерность, выявленная в научно-педагогической школе М.А. Мкртчяна Чем больше индивидуализируются программы в условиях совместного обучения, тем больше образовательный процесс принимает коллективный характер. Эта закономерность наблюдается сейчас как тенденция.
Парадокс? Нет! Высшие уровни коллективной организации любой деятельности проявляются в сложном функциональном и позиционном разделении труда. В частности, индивидуально- опосредованная работа принимает коллективный характер, если она реализует коллективные цели
Ядром этой системы являются коллективные учебные занятия Им свойственны: Отсутствие общего фронта Разные учебные маршруты изучения курса Временные кооперации учащихся на пересечении этих маршрутов
Принципиальные особенности СКО по ИОП (1) а) организация обучения – не фронтальная: персональный темп прохождения учебного материала; многообразие маршрутов освоения образовательной области в рамках одного учебного коллектива; ведущая роль интерактивных форм взаимодействия обучающихся – подвижных по составу пар («учитель – ученик», «ученик – ученик») и малых групп
Принципиальные особенности СКО по ИОП (2 а) б) организация обучения – коллективная: разделение учебного содержания, тем, заданий между всеми участниками коллектива; выполнение каждым участником учебного коллектива функций учения, преподавания и управления на учебных занятиях; одновременное наличие на учебном занятии разных форм кооперации его участников, учебных ситуаций
Принципиальные особенности СКО по ИОП (2 б) б) организация обучения – коллективная: самоуправление на основе системы постоянных и сводных структурных единиц; включение учащихся в процедуры совместной (со всеми участниками образовательного процесса) рефлексии своей деятельности и разработки индивидуальных маршрутов, программ
Принципиальные особенности СКО по ИОП (3) в) ориентация на достигнутый уровень каждого обучающегося и зону его ближайшего развития: завершённость освоения учебного материала на каждом этапе учения; разнообразие путей формирования понятий и умений у разных учеников; использование способов и средств обучения, адекватных индивидуальным особенностям
Стираются резкие грани между разными формами получения образования (очным, заочным, дистанционным, экстернатом) В зависимости от обстоятельств в разных индивидуальных программах делается больший акцент: на очные совместные занятия в здании школы, на индивидуальные занятия с учителем или подготовленным для этих целей старшим школьником, на дистанционные занятия, на самостоятельную работу в школе и/или дома
Обеспечивается реальная возможность для получения качественного образования с учётом индивидуальных, национальных, социальных и возрастных особенностей, включая одаренных детей и тех, кто нуждается в психолого- педагогической и медико-социальной помощи.
Такая школа не является классно-урочной Становится иной, чем при классно- урочной системе, деятельность всего образовательного учреждения: его содержательно-технологические, организационно-управленские, нормативно-правовые, кадровые и другие аспекты
Такая школа не является классно-урочной особое программно-методическое обеспечение, расписание и режим занятий, новые виды учебных аудиторий, индивидуально ориентированная система контроля качества освоения обучающимся содержания образования по мере прохождения им программы, нормативно-правовые акты, например, специальные журналы взамен традиционных классных, должностные инструкции педагогов и тарификация их нагрузки
Ресурсы разновозрастного обучения Разновозрастный состав учебных коллективов появляется как следствие обучения по индивидуальным программам. Целесообразно изначально создавать первичные учебные коллективы, включающие детей разных возрастов. При этом разновозрастный состав обучающихся следует рассматривать не как самоцель, а как дополнительное средство их развития благодаря сочетанию одновозрастных и разновозрастных взаимодействия учащихся
Ресурсы разновозрастного обучения Возможность свободно (насколько это возможно) продвигаться по программе предметной области в условиях отсутствия такого барьера на пути индивидуального темпа, как членение программы на обязательные для всех годичные блоки (классы). В таком открытом учебном объединении есть место любому ребёнку для продуктивного обучения – любого возраста и уровня. Это позволяет детям, ещё не учившимся в школе, приступать к систематическому обучению в любое время учебного года.
Разновозрастные первичные учебные коллективы, состоящие из постоянных по составу групп численностью до десяти человек. Врéменные кооперации (сводные группы, пары) непостоянного состава для выполнения учебных и досуговых задач. Каждая временная кооперация формируется из числа тех обучающихся, чьи индивидуальные образовательные программы в данный момент пересекаются. Эти единицы в основе структуры самоуправления по А.С. Макаренко! Структурные единицы общешкольного сообщества
занятия совместно планирует и ведёт учительская кооперация, распределяя между собой функции и обязанности: учитель-организатор учебного процесса учитель-предметник организатор формирования универсальных компетентностей – учитель-ассистент Это распределение носит временный характер, педагоги по очереди выполняют каждую из трёх функций. Позиционная дифференциация деятельности педагогов
Можно ли представленную систему назвать коллективным способом обучения?