Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.
Воспитатель это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада. Родитель это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.
«ЯБЛОКО И ЧЕРВЯЧОК»
Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели, интересы, взгляды; для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.
Старинная английская игра
Причины конфликтов между педагогом и родителями 1. Родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе. 2. Родитель не удовлетворен отношением к нему воспитателя. 3. Родитель не удовлетворен организацией воспитательно-образовательного процесса и т. д.
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства? Со стороны родителей это: с ребенком мало занимаются в саду; не создают должных условий для укрепления его здоровья; не могут найти подход к ребенку; используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания); плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели грязную футболку); ребенка заставляют есть или не следят, чтобы он все съедал; ограничивают свободу ребенка; часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей; не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали..
У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям: неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке; забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополни- тельные занятия; забывают положить детям в шкафчик сменную одежду; приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика); поздно забирают детей; плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход); предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам..
Стадии прохождения конфликта Возникновение конфликта (появление противоречий) Осознание конфликтной ситуации Конфликтное взаимодействие Разрешение конфликта (конструктивное или деструктивное).
Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?» конфликты конфликты недопустимы необходимы
Позитивные функции конфликта 1. Получение социального опыта 2. Нормализация морального состояния 3. Получение новой информации 4. Помогает прояснить отношения 5. Разрядка напряженности 6. Стимулирует позитивные изменения
Негативные функции конфликта 1. Настроение враждебности 2. Ухудшение самочувствия 3. Формализация общения 4. Депрессия, ухудшение здоровья 5. Эмоциональные затраты 6. Снижение работоспособности 7. Умышленное,целенаправленное деструктивное поведение.
Способы выхода из конфликтной ситуации 1. Конкуренция (соревнование) 2. Избегание (уклонение) 3. Компромисс 4. Приспособление 5. Сотрудничество
Алгоритм действия в конфликтной ситуации 1. Выделить суть проблемы 2. Посмотреть на нее со стороны 3. Поставить себя на место другого участника конфликта - что бы ты сделал в данной ситуации 4. Найти конструктивное решение проблемы, которое будет оптимальным для тебя и для другого
Упражнение «Ваши предложения». Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей. Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации. Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации». Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя.
Упражнение «Список претензий к родителям». Цель: осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях. Инструкция: наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовем это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными. Вывод: чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают. Упражнение «Желаю Вам...». Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями. Инструкция: сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент похвала успехов их ребенка.
Психологическая зарядка. Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации. Упражнение на стирание антистрессовой ситуации.
Психологические рекомендации, при правильном поведении человека в противоречащей, пред конфликтный и конфликтной ситуации, таковы: 1. Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты. 2. Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: " Правильно ли я Вас понял (поняла)?", это поможет избежать умственных барьеров. 3. Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия. 4. Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место. 5. Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость. 6. Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований. 7. В минуты торжества над другим давайте ему возможность » спасти себя", то есть выйти из ситуации с достоинством. 8. Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми. Краткий курс доброжелательных отношений Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку». Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно». Четыре важных слова: «А как ты считаешь?» Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста». Два важных слова: «Искренне благодарю». Важнейшее слово: «Мы».
Пути разрешения конфликтов между воспитателем и родителем Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем – это хорошая работа воспитателя. Как свести конфликты к минимуму: Первое – информировать родителей еще до того, как их дети поступили в ДОУ о том, что там будет происходить, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий. Второе – показать родителям, как «безболезненно» разрешать конфликты. Третье – научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Четвертое – опытный и мудрый педагог просто «забывает» о конфликтах. Всегда встречает родителей с улыбкой, доброжелательно и обязательно обращается по имени и отчеству.
«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!» ВСЕ В НАШИХ РУКАХ!... \ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! МАДОУ детский сад 41 педагог - психолог Иванникова Н.В.