Организационные структуры управления
Организационная структура Установление норм, правил и процедур Рациональность организационной структуры Право принятия решения Деловая политика Полномочие Взаимосвязь Степень разделения функций Формализация ИерархияСложность Характеристика организационной структуры
Классификация ОСУ ОСУ Формальные Неформальные Иерархические (механистические) Органические (адаптивные) Линейная Функциональная Линейно- функциональная Линейно-штабная Дивизиональная Структуры программно- целевого типа (матричная) Новые структуры (сетевые, виртуальные, многомерные и т.д.)
Линейная структура Руководитель предприятия Линейный руководитель Линейный руководитель Исполнители производственного подразделения Исполнители производственного подразделения
Линейно-функциональная структура Руководитель предприятия Линейный руководитель Линейный руководитель Функциональный руководитель Функциональный руководитель Функциональный руководитель Исполнители производственного подразделения Исполнители производственного подразделения
Особенности вертикальных структур Нечеткое распределение обязанностей и ответственности. Для успешной работы структуры необходим баланс прав по принятию решений с ответственностью за их исполнение. Наличие дублирования ряда функций. Неравномерная загрузка управленческого аппарата. Слабыми местами в координации вертикальных структур являются проблемы при передаче информации.
Матричная структура Руководитель предприятия Руководитель программы 1 Руководитель программы 2 Руководитель программы 3 Руководитель подразделения 1 Руководитель подразделения 2 Руководитель подразделения 3 Руководитель подразделения 4 Цель
Сравнительная характеристика механистической и органической структур. Механистическая структура Органическая структура Высокая степень горизонтальной дифференциации Жесткие иерархические связи Регламентированные обязанности (службы) Высокая степень формализации Формализованные каналы коммуникаций Централизованное принятие решений Низкая степень дифференциации Сотрудничество (по вертикали и горизонтали) Адаптивные обязанности (в зависимости от необходимости) Низкая степень формализации Неформальная коммуникация Децентрализация принятия решений
Делегирование Делегирование – это постановка цели перед конкретным лицом и одновременно предоставление ему средств для её достижения при принятии ответственности за получение качественных результатов. Наиболее дискуссионным является вопрос о соотношении делегирования полномочий и ответственности. Существуют следующие точки зрения: Делегируются только полномочия, а ответственность не делегируется и остаётся у руководителя; Делегируются и полномочия и ответственность, при чём объёмы их совпадают; Делегируются полномочия и часть ответственности. Ответственность как бы расщепляется на две составляющие: исполнительную (функциональную) ответственность, которая делегируется, и управленческую ответственность, которая не делегируется.
Основные принципы делегирования: Делегирование должно осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом. Подбор исполнителей должен осуществляться с учётом характера поставленной задачи. Делегирование должно осуществляться по формальным линиям коммуникаций. Устанавливается надлежащий контроль. Вознаграждение за успешное делегирование полномочий и эффективное использование делегированных полномочий и ответственности обязательно. процесс делегирования включает ряд стадий: –Изучение риска и выгод, связанных с делегированием; –Определение ожидаемых результатов; –Оценка способностей и личных качеств подчинённых; –Чёткое формулирование задачи; –Делегирование необходимых для решения данной задачи полномочий и возложение ответственности за её решения. Искусство делегирования складывается из восприимчивости руководителя, готовности передать право принятия решений, готовности мириться с ошибками других и исправлять их.