Общественно-активная школа в контексте Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа " А.К.Лукина Зав.кафедрой общей и социальной педагогики СФУ профессор СФУ
" Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально – педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты" Концепция модернизации Российскогообразования.
Национальная стратегическая инициатива «Наша новая школа» Утверждена Президентом 21 января 2010 г. в день открытия Года Учителя в России Суть и смысл: «…в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны… -это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования»
Основные направления «Нашей новой школы» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Базовые задачи системы образования ( из Стандарта начальной школы) приобщение нового поколения детей к ведущим ценностям культуры; понимание и уважение ценностей иных культур; формирование гражданской идентичности личности, активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм; уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека.
Миссия образования как института социализации «...система образования... образует личность, формирует... образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации…» А.Г.Асмолов
Как это может быть реализовано в деятельности ОАШ? Только через включение в социально значимую деятельность, выходящую «за границы» школы Только через диалог и продуктивное взаимодействие с представителями разных культур (не только по национальному, но и по социальному, образовательному, территориальному, пр. статусу) Только через реализацию совместных проектов, в которых дети являются авторами продуктивного действия.
Новые образовательные стандарты: Внеурочная деятельность Проектная деятельность Универсальные учебные действия Обеспечение гражданского воспитания Направленность на социализацию учащихся Стандарт как общественный договор между семьей, личностью и обществом Развивающие технологии обучения (системно- деятельностный, контекстный подходы и смысловая педагогика вариативного развивающего образования
Основные принципы ОАШ Демократия Партнерство Добровольчество - содержат в себе смыслы и возможности, заложенные в «Нашей новой школе»
Основные направления самооценки ОАШ Руководство и лидерство Партнерство Социальная включенность Услуги Добровольчество Непрерывное образование Развитие сообщества Участие родителей Школьная среда
Базовые национальные ценности российского общества ( ФГОС ) Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество
Что объединяет ОАШ и «Новую школу»? Общая ценностная составляющая – это : Гражданственность; ценность развития личности, самостоятельный выбор, социальная солидарность, творчество, служение людям и миру, в котором живем.
Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие,осознание своей сопричастности к судьбам человечества установка на владение универсальными способами познания мира
В деятельности ОАШ реализуется через: Совместную деятельность, ориентированную на других людей (волонтерство) Необходимость при этом договариваться Ориентация на достижение социально значимого результата Сетевое взаимодействие с различными учреждениями, организациями (партнерство) Демократизация внутришкольной жизни Участие в развитии сообщества.
Поддержка талантливых детей Лидерская одаренность – через социально значимую деятельность в ОАШ Поддержание высокой самооценки как условие творчества Внешний вызов на самостоятельность и инициативность как условие инновационного поведения Поддержание продуктивной мотивации учащихся Учет личностных особенностей и возможность самореализации
Новая школа «Это центр взаимодействия с родителями, местным сообществом, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха»
Что объединяет ОАШ и «Новую школу»? Люди рождаются свободными, но гражданами они становятся в деятельности; Культура гражданственности выращивается через норму деятельности; Сформированная гражданская культура – контроль за своей судьбой, чувство удовлетворения от созидания, дарения, служения людям; Традиция приносить пользу для личного и общественного блага – есть культурная норма бытия;
Основные направления реализации установок Программы «Наша новая школа» в деятельности ОАШ разработка программ компенсации потенциальных рисков социализации подрастающих поколений, возникающих в других институтах социализации проектирование образования как ресурса для установления диалога культур, толерантности, взаимопонимания и доверия в российском обществе
Среда образования в ОАШ С одной стороны -это территория школы с принятыми культурными нормами бытия; С другой стороны - это жизнь семьи и сообщества, проблемы города, села, региона, страны; И эти среды интерактивны, они позволяет понять, что человек становится образованным, отдавая и изменяя жизнь к лучшему
«Наша Новая школа» «…ученик должен обладать целостным социально- ориентированным взглядом на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.»
ВЫВОД Гражданская активность и ответственность может стать частью образовательной программы школы, а обучение в такой школе – моделью становления гражданина-патриота России