Содержание курса Раздел 1. Общая характеристика системы корпоративного управления Сущность и понятие корпоративного менеджмента Корпорация и ее основные характеристики История развития корпораций и корпоративного управления Роль и значение корпоративного управления Формирование корпоративных структур в России Государственные корпорации в России Теории корпоративного управления
8. Субъекты и объекты корпоративного управления. 9. Модели корпоративного управления (англо-американская, немецкая, японская). 10. Международные стандарты и принципы корпоративного управления (ОЭСР, Ассоциация Евро-акционеров, Всемирный банк, национальные кодексы корпоративного управления). 11. Этика и социальная ответственность корпораций. 12. Корпоративное управление в группе компаний (в холдингах). 13. Корпоративное управление в финансовых институтах (в банках). 14. Критерии оценки эффективности и качества корпоративного управления.
Раздел 2. Механизмы корпоративного управления Совет директоров: роль, цели и полномочия Состав совета директоров Структура и комитеты Совета директоров Роль независимых директоров и наблюдательных советов Избрание и прекращение полномочий членов Совета директоров Порядок работы и динамика Совета директоров Исполнительные органы: роль, цели и полномочия.
8. Полномочия генерального директора и правления компании. 9. Формирование и прекращение полномочий исполнительных органов. 10. Порядок работы правления. 11. Ответственность и вознаграждения членов исполнительных органов. 12. Взаимодействия между правлением и Советом директоров. 13. Роль, полномочия и ответственность корпоративного секретаря.
Раздел 3. Место и роль акционеров в механизмах корпоративного управления 1 Типы акций и права акционеров. 2. Общее собрание акционеров: полномочия и роль в корпоративном управлении. 3. Уставной капитал. 4. Дивиденды. 5. Конфликты, связанные с правами акционеров. 6. Активность акционеров. 7. Акционеры и принятие решений, связанных с реорганизацией.. 8. Государство как акционер: управление корпоративными правами государства.
Раздел 4. Принцип и механизмы раскрытия информации 1. Понятие и цели раскрытия корпоративной информации. 2. Положение об информационной политике корпорации. 3. Ответственные за раскрытие информации. 4. Характер, объемы и сроки раскрытия информации. 5. Раскрытие финансовой информации. 6. Субъекты, имеющие право на получение корпоративной информации. 7. Контрольные органы ОАО: ревизионная комиссия, внутренний аудитор, комитет по аудиту Совета директоров, внешний аудитор. 8. Годовой отчет.
Модель современной корпорации Акционеры Аудиторы назначают Совет директоров выбирают Топ - менеджмент назначает Менеджеры среднего и низшего звена Работники Консультанты Советники нанимает приглашает Корпоративное управление в узком смысле ( Corporate gavernance) Управление корпорацией (корпоративное управление в широком смысле) (Corporate management)