Зырянова Наталья Валентиновна Воспитатель с. Марушка 2013 г. МБДОУ «Марушинский детский сад «Петушок» Целинного района Алтайского края Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредствам опытно – экспериментальной деятельности (из опыта работы)
Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам Ральф У. Эмерсон
Опытно-экспериментальная деятельность направлена на ознакомление с предметами; на нахождение связей между явлениями окружающего мира; на их упорядочение и систематизацию.
Центр экспериментирования
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму»
Основные Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). положения Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества (Н.Н.Поддьяков, 1990). В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции.
ПОДДЬЯКОВ Н.Н. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»; САВЕНКО А.И. «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»; МАРТЫНОВА Е.В., СУЧКОВА И.М. «ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ»; КОНДРАТЬЕВА Н.Н. «МЫ» – ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»; ПРОХОРОВА Л.Н. «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Таким образом, при изучении данной проблемы использованы следующие педагогические концепции и теории:
Цель : Создание условий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи: 1. Способствовать познанию детьми окружающего мира, привлекать детей к обследованию предметов, выделению их качественных особенностей. 2. Развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость. 3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление. 3. Воспитывать коммуникативные навыки.
Алгорит м Выбор объекта исследования. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса. подготовки Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи). экспериментальной Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки). деятельности Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. Уточнение, каким будем эксперимент - кратковременным или долговременным. Прогнозирование результата. Закрепление последовательности действий. Закрепление правил безопасности.
Все необходимое храниться здесь!
Классификация опытов и экспериментов по характеру объектов, используемых в эксперименте; по месту проведения опытов; по количеству детей; по причине их проведения; по характеру включения в педагогический процесс;
Классификация опытов и экспериментов по продолжительности; по количеству наблюдений за одним и тем же объектом; по месту в цикле; по характеру мыслительных операций; по характеру познавательной деятельности детей; по способу применения в аудитории.
Этапы работы постановка проблемы (задачи); поиск путей решения проблемы; проведение опытов; фиксация наблюдений; обсуждение результатов и формулировка выводов.
Методы и приемы Словесный метод чтение рассказов, сказок; отгадывание и придумывание загадок; объяснение; вопросы проблемного характера, беседы с элементами дискуссии. Наглядный метод рассматривание иллюстраций; демонстрация видео, аудио записей, грамзаписей, слайдов
Методы и приемы Практический метод дидактические игры и упражнения; проведение опыта, эксперимента; фиксация результатов; игровые занятия. Работа с родителями консультации; беседы; анкетирование; родительские собрания; оформление информационного стенда.
Формы организации деятельности детей Совместная деятельность (дидактические игры и упражнения) Режимные моменты Непосредственно образовательная деятельность Работа с родителями
Спасибо за внимание!