Учебно-методический проект «Эта удивительная соль» Выполнила: Зырянова Наталья Валентиновна Воспитатель средней группы с. Марушка 2013 Министерство образования и науки РФ Комитет администрации Целинного района по Образованию Алтайского края Муниципальное дошкольное учреждение «Марушенский детский сад «Петушек»
Пояснительная записка. Нам с детьми очень нравится рисовать! Каждый раз мы ищем все новые и новые идеи для творчества. Их, я стараюсь совмещать с пользой для развития мелкой моторики. Так пришла идея этого проекта. В наше время сейчас много художественных материалов, но я хотела попробовать, что-то новое, необыкновенное, мне хотелось найти материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребенка. Вот так я решила попробовать рисование солью.
Соль обладает лечебным и дезинфицирующим эффектом, при рисовании вдыхая пары соли, идет профилактика заболеваний носоглотки, конъюнктивита и щитовидной железы.
Актуальность темы: на современном этапе дошкольного образования актуальным становиться использование нетрадиционных методов творческой активности детей, один из таких является рисование солью. Манипулируя сыпучими материалами, ребенок избавляется от негативных эмоций, снимаются стрессы, внутренние зажимы, во время рисования ребенок испытывает чувство радости и вдохновения от получившегося рисунка, т. к. рисунки получаются, разнообразны и непредсказуемы.
Цель: создание условий для развития художественно творческой активности детей, способствующей их саморазвитию. Задачи: 1. Способствовать познавательному развитию детей, расширяя кругозор ребенка; познакомив с солью выделить ее свойства и качества. 2. Сформировать у ребенка устойчивый интерес к творческой деятельности. 3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление. 4. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
План проведения проекта: 1. Измерение уровня креативности дошкольников при помощи краткого теста «фигурная форма» (П.Торренс). 2. Беседа с детьми по темам: «Что мы знаем о соли?» «Где и как добывают соль?» «Изучение свойств и качеств соли» 3. Ознакомление детей правилам работы с солью. 4. Рисование солью на специальном столе. 5. Работа с родителями. Совместное рисование детей и родителей солью. 6. Повторное проведение измерения уровня креативности. Сравнение результатов.
Результаты измерения уровня креативности (П.Тореннс КРАТКИЙ ТЕСТ. «ФИГУРНАЯ ФОРМА») в средней группе дошкольников МБДОУ детского сада «Петушок» в процентном отношении.
Формы работы: Беседа; Объяснение; Рисование; Пальчиковые игры; Самостоятельная игровая деятельность; Мастер-классы для родителей; Индивидуальная работа.
Методы работы: Объяснительно – иллюстративный; Объяснительно – иллюстративный; Исследовательская деятельность; Исследовательская деятельность; Наблюдение; Наблюдение; Творческая деятельность; Творческая деятельность; Анализ познавательной литературы; Анализ познавательной литературы; Игровая деятельность. Игровая деятельность.
Ожидаемые результаты: 1. Дети расширят свои знания о соли. 2. Максимально раскроют свой творческий потенциал, фантазию. Разовьют мелкую моторику пальцев рук. 3. Родители примут активное участие в работе с детьми.
На каждом занятии рекомендуется проводить пальчиковые игры, направленные на расслабление, растяжение или сжатие мышц кисти.
Можно также для работы использовать манку. Ею рисовать будет забавно, так как она очень лёгкая хорошо сыплется и приятная на ощупь. Можно будет сравнить свойства манки и соли.
Литература: 1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г. 2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г. 3. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008 г. 4. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008 г. 5. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005 г. 6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008 г. 7. Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008 г. 8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007 г. 9. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004 г. 10. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004 г. 11. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008 г.
Спасибо за внимание.