Взаимодействие специалистов в КОНСУЛЬТИРОВАНИИ семьи, воспитывающей ребёнка с ООП Докладчик: К.п.н., доцент кафедры корр. педагогики и спец. психологии НИПКиПРО Петрова Елена Эмировна
Известно, что семья, в которой родился ребенок с нарушениями развития, находится в условиях длительно воздействующей психотравмирующей ситуации, с которой члены семьи зачастую, не в состоянии справиться самостоятельно, в силу нескольких причин: иногда, затягивается состояние шока, беспомощности, не хватает знаний о возможностях ребёнка и методах работы с ним….
По данным исследований Р. Ф. Майрамяна, сообщение о нарушениях развития ребенка вызывает у 65,7 % матерей, острые эмоциональные расстройства, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В работах В. А. Вишневского освещается проявление депрессивной симптоматики в различных формах (депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии, депрессивное невротическое развитие личности) у матерей. Поэтому, основная задача специалистов службы сопровождения семьи: не обвинить родителей, не успокоить чрезмерно, а формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально - прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс не обвинить родителей, не успокоить чрезмерно, а формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально - прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс
Специально проведенные исследования в области коррекционной педагогики позволили выделить ряд специфических особенностей личности родителей детей с ООП: Часть родителей мобилизуется и работает с ребёнком совместно со специалистами, однако, значительная часть - - агрессивны, склонны к конфликтам или чрезмерно пассивны; - склонны к обвинению специалистов медицинского, педагогического профиля в проблемах развития ребенка, пренебрегают их рекомендациями; - занимают позицию: «Мой ребенок нормальный, все само пройдет». - испытывают чувство вины за состояние здоровья ребенка или обвиняют медицинский персонал; - настороженно относятся к врачам и педагогам, с недоверием воспринимают их рекомендации (или вовсе их игнорируют); - нервно истощены, испытывают психологический дискомфорт, психологически нестабильны, внутренне напряжены;
В результате, позиции родителей по отношению к ребёнку и к специалистам, достаточно специфичны: Испытывают страх обращения к специалистам Испытывают страх обращения к специалистам Обращаясь за помощью, они почти всегда надеются на получение мгновенного результата, и не получив его, разочаровываются в профессионализме специалиста Обращаясь за помощью, они почти всегда надеются на получение мгновенного результата, и не получив его, разочаровываются в профессионализме специалиста Проявляя повышенную тревогу и озабоченность, очень часто родители подавляют активность самого ребёнка Зачастую, в процессе работы с ребёнком, родители основную часть работы перекладывают на специалистов, при этом сами остаются пассивными наблюдателями
Таким образом, при организации системы комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ООП возникает ряд проблем, которые требуют решения: Недостаточное осознание родителями сущности проблемы и, главное, перспективности ее решения Недостаточное осознание родителями сущности проблемы и, главное, перспективности ее решения Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения Разрозненность информации и неоднородность рекомендаций (что приводит к неверному определению образовательного маршрута и потере времени…) Разрозненность информации и неоднородность рекомендаций (что приводит к неверному определению образовательного маршрута и потере времени…)
Общие задачи медико - психолого-педагогического консультирования ребенка с ООП и его родителей: выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка; выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие – отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные – неадекватные); организовать психологическую помощь родителям; повысить уровень их компетентности в области психолого- педагогических знаний о закономерностях развития ребенка; определить тип образовательного учреждения для ребёнка; разработать комплексную коррекционную программу воспитания и обучения для ребенка; Обеспечить последовательное сопровождение ребёнка в рамках образовательного маршрута (включающего медицинскую поддержку, промежуточную диагностику, психологическую и педагогическую помощь)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Айви, А. Е. Айви, М. Б., Саймэн-Даунинг, Л. Психологическое консультирование и психотерапия / А. Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэн- Даунинг. – М.: Психотерапевтический колледж, Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – 2-е изд. – М.: Независимая фирма «Класс», – 208 с. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – 2-е изд. – М.: Независимая фирма «Класс», – 208 с. Алешина, Ю. Е., Гозман, Л. Я., Дубовская, Е. М. Социально- психологи-ческие методы исследования супружеских отношений / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. – М., Алешина, Ю. Е., Гозман, Л. Я., Дубовская, Е. М. Социально- психологи-ческие методы исследования супружеских отношений / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. – М., Белопольская Н. Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. / Дефектология Белопольская Н. Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. / Дефектология