Урок русского языка в 6 классе по теме: «Личные местоимения» Цели и задачи.Моя грамматика. Беседа о местоимении. весёлые стихи.весёлые стихи. Говори правильно. Выборочный диктант. Угадай –ка. Итог урока.
Работу выполнила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ НСОШ 1. Малькова М.Ю
Цели. 1. Знать личные местоимения, особенности их склонения. 2. Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи. 3. Уметь правильно писать местоимения с предлогами. Задачи. 1. Уметь находить местоимения в речи. 2. Определять их роль в тексте. 3. Правильно употреблять местоимения.
Моя грамматика. Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И моё местоимение Все вокруг склоняют так, Перво – наперво решительно Скажет вам семья моя, что, конечно Именительный- Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для Меня; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки Дательный- Это значит только Мне! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной! Нет, друзья, падеж Творительный Сотворён совсем не Мной! Ждёте, видимо, Предложного? Новых данных обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с Вас и так вполне. Какое личное местоимение здесь склоняется? Выписать их вместе с падежом.
Беседа о местоимении. Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще других мы употребляем местоимения 3 лица. Для чего существуют местоимения в речи? Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Местоимения как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
Весёлые стихи. Он, она, оно. Моё стихотворение- Про местоимения… Утром так заведено- Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт Оно Розовой жар – птицей… А стемнеет -Он придёт: Тоненький, смущённый,- Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт Она В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… Кто же Он, Оно, Она? Месяц, солнце и луна! Спишите, определите падеж личных местоимений.
Говори правильно. Запись в словарь «Говори правильно». Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.
Выборочный диктант. Учащиеся записывают личные местоимения, определяют их падеж. В это время утка вынырнула недалеко от Джека Пёс поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка вынырнула вновь. Джек за к ней. Через секунду он опять показался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. Но Джек сердито покосился на нас и подал утку папе прямо в руки. Дробь слегка зацепила утку за крыло, и поэтому она не могла улететь. Мы принесли птицу домой и в уголке сарая поставили ей таз с водой. Скоро утка поправилась и стала совсем ручной. Г.Скребицкий.
Угадай –ка. В каком местоимении два звука, но одна буква? Я Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Ямы. Сколько личных местоимений в слове семья? Семь Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте? Якорь. Первый слог – личное местоимение, второй звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ? Тыква. Мой первый слог найдёшь тогда, Когда в котле кипит вода. Местоименье -слог второй, А в целом – столик школьный твой. Парта.
Итог урока. Учащиеся получают задание написать сочинение – миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека. Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий, осенний лес… Список, используемой литературы. 1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе, М;Издательский дом «Генжер», Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе; М, «Просвещение» Волина В.В. «Учимся играя»; М. Новая школа,1994.